- Петров пост
- Время и продолжительность поста
- История
- Особенности богослужения
- Как поститься
- «Жить, чтобы есть»?
- Посты разных религий
- Обряды
- Можно ли проводить обряды в пост
- Можно ли крестить в пост
- Обряд соборования
- Чтобы бросить курить
- Для здоровья
- Новые материалы
- Ислам[править | править код]
- Великий пост
- Время и продолжительность поста
- История
- Как поститься
- Приоритет – за душой
- «Оружие», данное Богом
- Другие Восточные Христианские Церкви[править | править код]
- Общий знаменатель: ради Бога
- Христианский пост уникален
- Примечания[править | править код]
- Рождественский пост
- Время и продолжительность поста
- История
- Особенности богослужения
- Как поститься
- Значение поста[править | править код]
- «С постом и молитвой»
- Пост — это диета?
Петров пост
Другое название — Апостольский. Пост посвящен ученикам Христа — святым апостолам, которые много сделали для распространения Евангельской вести и устроения Церкви. После сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы ученики Христовы пребывали в посте и молитве, готовясь к своей миссии — проповеди Евангелия (Деян 13:2–3). Хотя о некоторых апостолах в Новом Завете написано больше, чем обо всех остальных (например, о Петре, Иоанне, Иакове, Павле), ни один из них не был выше других. Но поскольку в Книге Деяний больше всего рассказывается о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь называет их первоверховными. В честь них Апостольский пост назван Петро-Павловским, или Петровым.
Время и продолжительность поста
Петров пост летний. Его длина зависит от даты празднования Пасхи. Пост начинается в понедельник после Недели Всех святых, через неделю после праздника Пятидесятницы, или дня Святой Троицы, а завершается 12 июля — днем Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Соответственно его продолжительность от 8 до 42 дней. Поскольку пост связан с праздником Пятидесятницы, его еще называют Постом Пятидесятницы.
История
Святитель Афанасий Великий. Фреска. Монастырь Студеница, Сербия, 1208–1209 гг.
Впервые об этом посте упоминается в «Апостольском предании» св. Ипполита Римского (III век). Изначально пост не был связан с апостолами и предназначался для тех, кто нарушил или по каким-то причинам не смог поститься в Великий пост. Позднее он стал обязательным для всех христиан.
О посте через Неделю после Пятидесятницы упоминается в «Апостольских Постановлениях», а также в творениях Святых Отцов IV–V веков — Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского, Льва Великого.
Особое значение Петров
пост получил, когда в Константинополе и Риме были построены храмы в честь
апостолов Петра и Павла. После освящения константинопольского храма 12 июля по
новому стилю этот день стал особенно торжественным как на Востоке, так и на
Западе.
Особенности богослужения
В непраздничные дни на богослужениях читается молитва святого Ефрема Сирина с поклонами. Особых песнопений, соответствующих теме поста, нет.
Как поститься
Петров пост менее
строгий, чем Великий. Есть рыбу можно во все дни, кроме среды и пятницы. Но
если на среду или пятницу выпадет день памяти святых, которым положено служить
всенощное бдение, или престольный праздник, рыба также разрешается.
Если праздник
первоверховных апостолов Петра и Павла будет в среду или пятницу, пост не
отменяется, но на трапезе разрешается рыба.
«Жить, чтобы есть»?
– «Жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить?» Что хотел сказать этими словами философ?
– С тех пор как наши прародители в раю решили для себя вопрос «есть или не есть» в пользу «есть», эта проблема не дает покоя человечеству до настоящего времени.
Однажды древнегреческого философа Сократа спросили о причине его крепкого здоровья в весьма солидном возрасте, тогда как молодые люди имеют множество болезней. Сократ ответил: «Дело в том, что я ем для того, чтобы жить, а они живут для того, чтобы есть». Мне кажется, что этим ответом философ кратко определил назначение пищи как достаточного ресурса для жизни и развития человека (быть ресурсом, но не смыслом и целью жизни).
Философ Сократ жил в V в. до Р.Х. Его слова дошли до нас из глубины веков. Библейские по духу, они призывают нас задуматься о смысле человеческой жизни, определить приоритеты.
Посты разных религий
Посты соблюдаются во многих религиях: христианство, иудаизм, индуизм и ислам. Разберемся в сходствах и различиях постов разных конфессий.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Егор Матвеев
Шеф-повар кулинарной студии CULINARYON. Работает на профессиональной кухне уже больше 15 лет
️ Христианство
В христианстве пост — это добровольное ограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Во время поста не принято быть многословным, нужно ограничивать развлечения и больше думать о своем внутреннем мире, прислушиваться к себе.
Пост разделяется по воздержанию: телесный (в пище) и духовный (во впечатлениях и удовольствиях). По длительности он бывает однодневным или многодневным. Также отличается строгость разных постов: в некоторые дни животная пища вообще не употребляется, в некоторые можно есть рыбу, морепродукты, икру.
️ Иудаизм
В иудаизме нет длительных больших постов, а также существует ряд необязательных. В древности у поста были разные цели: его соблюдали в знак траура, ради предотвращения и смягчения бедствия, как акт, сопровождающий молитву, как акт раскаяния.
Самый известный день поста — Йом Пикур. Во время него на протяжении 25 часов запрещается пища, питье, умывание, супружеская близость, также нельзя носить кожаную обувь. Еще один пост — Девятого Ава, который предваряется тремя траурными неделями.
Суп из красной чечевицы
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Приготовим простой и вкусный суп из чечевицы — он понравится и тем, кто не постится.
Суп из красной чечевицы на 2 порции
Время приготовления: 1 час.
Что понадобится: 70 г стручковой фасоли, 1 картофелина, 1,5 ст. л. красной чечевицы, 1/4 моркови, 1/4 луковицы, 1/4 болгарского перца, 1 зубчик чеснока, 600 мл воды (или овощного бульона), 1–2 ст. л. растительного масла, соль и перец, 2 веточки петрушки.
Готовим
Нарезаем. Лук, чеснок, болгарский перец, картофель, морковь помойте и очистите. Нарежьте мелкими кубиками размером 0,5х0,5 см. Фасоль помойте и нарежьте кусочками 1х1 см. Чечевицу промойте несколько раз. Мелко нарежьте чеснок и петрушку — они понадобятся в самом конце.
Жарим. Разогрейте кастрюлю с растительным маслом. Обжарьте подготовленные овощи в течение 3–4 минут до золотистого цвета. Добавьте к ним чечевицу и залейте горячим овощным бульоном или водой. Доведите до кипения, убавьте огонь на средний и варите до полной готовности чечевицы — примерно 20 минут. В конце добавьте чеснок, посолите, поперчите. При подаче добавьте в суп петрушку.
Что получится: питательный и полезный суп, который очень легко приготовить.
Продолжаем говорить о постах в разных религиях
Индуизм
Индуисты в основном вегетарианцы, но у них тоже бывают посты. Один из них называется экадаши — одиннадцатый день после полнолуния и новолуния каждого лунного месяца. Он, как и другие индуистские посты, необязательный. Для глубоко продвинутых в экадаши сухой пост или полный отказ от еды. Более простой вариант — запрет только на зернобобовые.
Экадаши — очищающая церемония, которая помогает человеку духовно возвыситься. Индуисты считают, что совершение духовных аскез во время экадаши помогают душе достичь освобождения из цикла рождения и смерти. Помимо этого, пост способствует очищению на физическом, ментальном и духовном уровне.
️ Ислам
🧎 Существует два вида постов: обязательный и рекомендуемый. Обязательный по исламскому календарю проходит во время месяца Рамадан, однако может быть перенесен, если мусульманин находится в путешествии или если нарушил пост. Но при этом он должен покаяться.
️ Рамадан — один из самых строгих постов. От восхода солнца до заката нельзя есть и пить — даже воду. Кроме того, не рекомендуется плавание, потому что можно проглотить воду. Также нельзя переливать кровь и принимать лекарства, кроме жизненно необходимых.
Обряды
В Большой пост православные христиане постились, а все праздники и семейные торжества переносились на празднование Пасхи. Тем не менее разрешено проведение некоторых религиозных обрядов и ритуалов.
Можно ли проводить обряды в пост
На вопрос, можно ли делать ритуалы и проводить обряды, большинство специалистов ответят отрицательно. Если некоторые церковные обряды все же допустимы, магия, которую православие и так не признает, в этот период времени считается особым грехом. В то же время колдуны и знахари утверждают, что пост способствует чистоте сознания и тела, искуплению грехов. Поэтому в это время магический потенциал обрядов выше, а ритуалы сильнее.
Что касается церковных обрядов, в пост разрешается проводить причащение, соборование, крещение. А венчание не проводится от начала Мясопустной недели до первого воскресенья после Пасхи.
Можно ли крестить в пост
В пост, как и в любой другой день года, проводят обряд крещения как младенцев, так и взрослых людей. Случается, что перед таинством крещения совершаются длительные по времени богослужения, поэтому время проведения обряда стоит согласовать. Большие праздники и посты не являются запретом для проведения таинства
Важно помнить, что Большой пост — период строгого воздержания в еде и развлечениях, поэтому празднества по поводу крещения стоит перенести
Пред крещением в обязательном порядке проводят миропомазание. В отдельных случаях миропомазание совершается отдельно. Например, если в православие принимают человека из конфессии, крещение в которой признает православная Церковь. Это относится к католичеству, протестанству и некоторым другим направлениям христианства.
Обряд соборования
Обряд соборования во время Великого поста проводят не только для больных людей, но и для здоровых. Чаще всего обряд проводится на Крестолопоклонной (3 воскресенье поста) или Страстной седмице, вечером в Великую среду и Великую пятницу.
Соборование также именуют Елеосвещением, т. к. во время проведения таинства тело помазывают маслом — елеем. Соборование помогает бороться с телесными и душевными болезнями. Таинство проводят над верующими, которые находятся в сознании, которым на момент свершения обряда исполнилось 7 лет. Соборование осуществляется при таких недугах душевных, как непроходящее отчаяние, уныние, скорбь. Над буйными психическими больными церковный обряд не совершают.
Таинство совершают в храме, на дому, в больницах. Можно проводить обряд повторно. Во время соборования нужно читать Евангелие и Апостола, после чего произносят ектению «Господу помолимся», а затем больного помазывают маслом. Процедуру повторяют 7 раз. Затем приходит черед ритуальной разрешительной молитвы.
Одновременно с таинством происходит прощение забытых грехов
Это важно, поскольку телесными и душевными болезнями Господь карает за прегрешения. Если грехи простятся ему, больной исцелится
Общее соборование в российских храмах во время поста проводят хотя бы один раз. Обряд при этом не отличается от простого елеосвящения.
Чтобы бросить курить
Церковь порицает курение. Есть даже специальные молитвы с просьбой помочь избавиться от этой пагубной страсти. Среди христиан есть уверенность, что самый верный способ избавиться от этой вредной привычки — бросить курить в ночь перед началом поста.
В вечер Прощеного Воскресенья пачку сигарет нужно положить на стол, на него — записку с текстом «Я бросил курить», а сверху — пустой спичечный коробок. До пасхи привычка должна уйти.
Для здоровья
Молитвы об исцелении тяжело больных, например сорокоуст, можно заказывать в храме в любой день, когда проводится литургия, в т. ч. и в Большой пост. Исцеляющими свойствами обладают многие православные иконы, прикладываться к которым можно и в пост.
Новые материалы
Книги
Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)
Книги
Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).
Книги
Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2
Книги
Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0
Книги
Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).
Книги
Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8
Книги
Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8
Книги
Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2
Книги
Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.
Книги
Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.
Книги
По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.
Книги
Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.
Ислам[править | править код]
Пост, установленный по традиции Мухаммедом в г., вошёл в число обязательных канонов (причём свинину нельзя есть и в обычные дни) и бывает 3 видов: в месяце «рамадан» или «рамазан» («ас-саум» или «ураза», называется также по названию месяца), по обету и определяемый при покаянии в грехах.
Eсть множество противоречивых нюансов о соблюдениях постов. Рамазан предваряет вечернее разговенье — «ифтар». В период Уразы мусульмане ежедневно от восхода солнца и до его заката на протяжении всего месяца рамазана отказываются от приёма пищи, питья, курения и пр. Но специфика этого проста заключается в том, что ограничивает не состав пищи, а время её принятия. При нарушении поста во время «pамадана» («кабира») верующий должен покаяться и соблюсти пост позже. Если же он увидел кушающего человека, несоблюдающего пост, то тот должен ему напомнить. В то же время не одобряется плавание, так как можно проглотить воду. Шариат запрещает также вдыхание душистых веществ и половые отношения.
Рекомендательными постами, для которых обычно выбираются дни полнолуний, являются:
- каждый понедельник и четверг;
- 13, 14 и 15 числа каждого лунного месяца;
- первые десять дней месяца «зуль-хиджа»;
- 9, 10, 11, 9 и 10 или 10 и 11 числа месяца «мухаррам»;
- 6 дней месяца «шавваль»;
- 9-е число «зуль-хиджа»;
- 15 «шаабана»;
- 27 «раджаба».
Помимо этого, рекомендуется поститься во время военной опасности, эпидемий и солнечных и лунных затмений. Есть много вещей, считающиеся нечистыми, а потому нарушающие соблюдение постов, в том числе менструация («хайз»), послеродовое кровотечение («нифаса»), рвота и кровопускание. Принятие лекарств, таблеток, инъекции (кроме необходимых для планового лечения, типа пенициллина или инсулина) и даже переливание крови рассматриваются формально как еда.
Великий пост
Великопостное богослужение в Троице-Сергиевой лавре
Посвящен Господу и готовит христианина к событиям Страстной седмицы и празднику Светлого Христова Воскресения. В древней Церкви этот период был временем подготовки к принятию крещения. Согласно Священному Преданию, Великий пост установлен апостолами в память сорокадневного поста Христа в пустыне (Мф 4:2). 40 дней также постились пророки Моисей (Исх 34) и Илия (3 Цар 19).
Время и продолжительность поста
Великий пост — весенний, его даже называют «духовной весной». Длится он 48 дней. 40 дней от начала поста до пятницы шестой недели называются «Святая Четыредесятница» (от церковнославянского числительного «четыредесять» — «сорок»). Она завершается Лазаревой субботой и Входом Господним в Иерусалим. После этих праздников идет Страстная седмица — неделя перед Пасхой, когда Церковь вспоминает последние дни жизни, страдания и крестную смерть Господа Иисуса Христа.
Начало и конец Великого
поста зависит от дня празднования Пасхи. Пост начинается не раньше 15 февраля и
заканчивается не позже 7 мая включительно.
История
Великий пост — самый древний. О нем писали отцы Церкви, начиная с I века: св. Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, епископ Римский (II в.), святой Дионисий Александрийский, Ориген (III в.), Блаженный Иероним, Александрийские святители и Кирилл (IV в.) и многие другие. 69-е правило Святых Апостолов устанавливает сорокадневный пост перед Пасхой. Святые Василий Великий и Григорий Нисский писали, что этот пост в их время существовал повсюду.
Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от воды до третьего часа дня. А в понедельник и вторник первой седмицы вообще ничего не ели.
Ограничения касались не только качества пищи, но и ее количества: ели один-два раза в день и понемногу. За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия.
Как поститься
Великий пост — самый строгий. Во время него запрещается есть мясо, яйца, молочные продукты и рыбу. Рыба разрешается только дважды — в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). Но если Благовещение попадает на Страстную седмицу, рыбу уже не едят. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра, если есть возможность. Самый строгий пост соблюдается в Великую пятницу, в которую не принято есть до выноса Плащаницы.
Существует практика, когда христианам разрешается есть рыбу во все дни, кроме первой, Крестопоклонной и Страстной седмицы, а также среды и пятницы.
Приоритет – за душой
– Как относиться к известному выражению «В здоровом теле – здоровый дух»?
– Думаю, что не стоит искать в нем какой-то христианский смысл. Ведь мы знаем много примеров, когда в здоровом теле дух оказывался совсем не здоровым, и, наоборот, в немощном, бессильном теле обитал Дух Божий. Можно рассматривать эти слова как призыв к занятиям физкультурой, спортом, проявлению заботы о теле. Кстати, христианство никогда не призывало гнушаться телом, разрушать его. Оно лишь устанавливало правильную субординацию: душа–тело, а не тело–душа. Приоритет за бессмертной душой. Она является животворящей частью человека, она – с Неба; а тело, сравниваемое отцами Церкви с домом души, ее одеждой – от земли. Забота о теле не должна ставиться во главу угла, она должна быть разумной. «О душезаботься больше всего, а о теле – сколько необходимо», – говорят отцы. Гармония между духом и телом предполагает господство духа над телом, но не наоборот. К достижению этого направлена вся христианская аскеза. Пост при этом необходим: усмиряя плоть, он возвращает ее в подчинение душе. Еще одно сравнение: как сказал один из подвижников, для христианина тело – это «осел», его требуется держать в подчинении – мы должны ездить на осле, а не осел на нас. К сожалению, в большинстве своем люди этому правилу не следуют, удовлетворение запросов плоти они считают главной целью своего бытия.
«Оружие», данное Богом
– Пост для нас обязателен (за исключением случаев особых), или каждый может делать выбор сам?
– Однажды, очень давно, наши праотцы Адам и Ева поступили по своей воле, последовав «совету» не того советника (см.: Быт. 3, 1–6)… Что за этим последовало, мы знаем: вместо блаженства рая весь человеческий род получил в наследство от прародителей греховное повреждение, смерть и тлен. Не будем слушать «древнего змия», а обратимся к Слову Божию, к опыту Церкви, ее Священному Преданию. Св. Исаак Сирин говорит: «Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон?»
Другие Восточные Христианские Церкви[править | править код]
У коптов есть 7 больших постов, важнейшие — это 46-дневный предрождественский («Пост Девы», считаeтcя, что Дева Мария именно такое время постилась перед рождением Иисуса), Великий и Апостольский. B XIV в. Ибн-Сиба описал традицию предрождественского поста: «Пост перед Рождеством Христовым вот от чего происходит: когда Владычица наша, Матерь Света, после благовещения полноты спасения уже семь с половиной месяцев носила во чреве, плотник Иосиф и другие люди попрекали Её постоянно тем, что Она утверждала, что Она Дева, а ведь была беременна. Поскольку Она постоянно была обвиняема, то начала поститься полтора месяца, плача и скорбя из-за этих оскорблений». Помимо этого, копты постятся еженедельно в среду и пятницу — такой пост состоит в воздержании от вкушения мяса и молочных продуктов. В некоторые дни запрещается есть рыбу.
В Западносирийской Церкви, как и в Восточносирийской, есть посвящённый Деве Марии рождественский пост Суббарг. У маронитов, помимо Великого поста и его преддверия, есть также рождественский пост Суборо, а перед Успением есть 14-дневный пост. В Халдейской Церкви Успение предваряет 5-дневный пост, а у несториан — 7-дневный. Много постов в Эфиопской Церкви. Кроме еженедельного поста по средам и пятницам, есть Великий Пост перед Пасхой, Рождественский, Апостольский (перед праздником святых Петра и Павла) и Успенский посты.
Общий знаменатель: ради Бога
Вышеперечисленное – не исчерпывающий список поводов к посту Ветхого Завета (для большей информации почитайте книгу Исайи главу 58, книгу Иеремии главу 14, книгу Захарии главы 7-8), но чаще прослеживаются именно эти три причины: покаяние (внутреннее), горевание (внешнее), прошение о милости (грядущее). И общая причина, которая прослеживается во всех видах поста – «по Богу».
Честный пост, какая бы для него ни была причина, происходит из основной потребности человека – в Боге. Мы нуждаемся в Его помощи, милости, водительстве. Нам необходимы Его спасение и утешение в беде, прощение грехов и благодать. Нам нужен Бог. Именно Он, а не обстоятельства или действия – общий знаменатель поводов к посту. Пост говорит Богу о нашей нужде в Нём. У нас есть нужды повседневные и необычные. Мы просим о хлебе на каждый день, а в час чего-то экстренного привлекаем к молитве пост.
Верующие Нового Завета могут добавить ещё один не менее важный повод: глубина осознания и уверенности в том, что у нас есть Христос. Говоря Богу о своих потребностях – будь то покаяние, утешение в горе, милость в чём-то – мы стоим пред Ним на твердом основании. Когда мы понимаем, что нуждаемся в чем-то и фокусируемся на том, чего у нас нет, пост напоминает нам о том, что у нас есть. Бог уже пришел к нам. Христос умер и воскрес. Мы уже Его, если верим. Божий Дух уже действует в нас, через нас, и за нас. И наше будущее – предрешено. У нас уже есть истинный дом.
В посте мы признаем, что мы еще не дома, но помним, что мы – не бездомные. В посте мы обращаемся к нашему Жениху и помним о Его обещаниях. В посте мы признаемся в своей немощи и помним Того Единственного, Которому всё принадлежит и Который придёт на помощь в Своё время.
Христианский пост уникален
«Христианский пост отличается от всех остальных постов этого мира», – говорит Джон Пайпер. – «Он уникален тем, что выражает больше, чем нашу жажду по Христу. Этот пост – жажда, укорененная в уже испытанном присутствии Христа в истории и в наших сердцах».
Во Христе пост – это не просто прошение к Богу позаботиться о нас. Это не просто признание того, что нам недостаточно нас самих. Пост – это утверждение, что мы, хотя и нуждаемся, не оставлены сиротами.
Примечания[править | править код]
- Житие святого Северина. Алетейя. СПб. 1998 г. ISBN 5-89329-039-9 стр.275
- Аликин. В. А. История и практика собраний в Ранней Церкви — СПб., 2018. — Стр. 80-81.
- ↑ . Дата обращения: 14 ноября 2012.
- Церковное новолетие — начало церковного года.
- . Дата обращения: 5 ноября 2008.
- ↑
- Евангелическо-лютеранская община свв. Петра и Павла в Москве. Дата обращения: 25 января 2013.
- Commission on Doctrinal Purity and the Executive Presbytery. (англ.) . Assemblies of God USA. Дата обращения: 15 апреля 2013.
- «также в десятый день седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее; никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого дня месяца; от вечера до вечера десятого дня месяца празднуйте субботу вашу»
- ↑ по лунному календарю
- Мишна-Таанит 2; Вавилонский Талмуд 12а; Шулхан-Арух Орах-Хаим 492
- по лунному календарю пост во второй день (17-ое нисан) после Пасхи и Кущей, в пятый день (20-ое нисан) после Пасхи и Кущей, через неделю во второй день (24-ое нисан) после Пасхи и Кущей (Шулхан-Арух Орах-Хаим 492)
- Mirror, Ahmedabad . Ahmedabadmirror.com. Дата обращения: 4 августа 2010.
- . Wusa9.com. Дата обращения: 4 августа 2010.
- , с. 102.
Рождественский пост
Пророк Моисей. Монастырь Св. Екатерины, Синай, Египет. XII в.
Последний многодневный пост в году, который готовит христиан к Рождеству Господа Иисуса Христа. По словам св. Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
По словам свт. Льва
Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные осенью плоды.
Время и продолжительность поста
Этот зимний пост начинается 28 ноября, на следующий день после памяти святого апостола Филиппа, и называется также Филипповым постом. Он продолжается по 6 января и длится сорок дней. Поэтому церковный Устав его называет «малой четыредесятницей», а сам праздник Рождества — второй Пасхой.
История
В исторических
источниках Рождественский пост упоминается с IV века. Первоначально он длился примерно
семь дней или немного больше. В 1166 году, решением Константинопольского
патриарха Луки Хрисоверга, он стал сорокадневным.
Особенности богослужения
Через неделю после начала поста, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на всех воскресных и праздничных богослужениях поется катавасия «Христос раждается, славите». А с дня памяти апостола Андрея Первозванного (13 декабря) в церковные службы включаются еще и особые праздничные стихиры.
Два последних
воскресенья Рождественского поста — недели святых праотец и святых отец, которые
посвящены воспоминанию предков Иисуса Христа и всех ветхозаветных праведников,
ожидавших Его пришествия.
В последнюю субботу
перед Рождеством Христовым читаются особые новозаветные отрывки, имеющие
отношение к явлению в мир Спасителя.
В непраздничные дни в
Рождественский пост также читается молитва святого Ефрема Сирина с поклонами.
Как поститься
Рождественский пост по строгости такой же, как и Петров пост. На трапезе разрешается рыба (кроме среды и пятницы). Строгость поста усиливается в последнюю неделю перед Рождеством. С началом Предпразднства, то есть с 2 января, разрешение на рыбу отменяется. В сочельник Рождества положен строгий пост: пища не вкушается «до первой звезды». Ее символом служит зажженная свеча, которая выносится по отпусте Литургии Навечерия Рождества Христова (6 января) с пением тропаря и кондака праздника. В этот день принято есть сочиво — вареные зерна риса или пшеницы. Если праздник Рождества Христова попадает на среду или пятницу, пост все равно отменяется.
Значение поста[править | править код]
Пост в христианской Церкви имеет различные, зачастую взаимодополняющие значения:
- Покаяние. Практика покаянного поста известна ещё с ветхозаветных времён. Так, царь Давид постился после того, как пророк Нафан обличил его в грехе (2 Цр., 12). Ниневитяне наложили на себя строгий пост после проповеди пророка Ионы (Иона, 3).
- Прошение. Существовала практика поста ради прошения Бога о чём-то. Так, в книге Деяний видно (Деян., 27), что путешественники, попав в бурю, постились (как христиане, так и язычники), причём это подаётся там, как совершенно очевидная вещь, не требующая особых пояснений.
- Как частный случай предыдущего пункта можно отметить пост просвещаемых и за них. В древней Церкви крещение новых членов Церкви было не частной требой, а делом всей общины (впрочем, такая же практика сейчас и в Католической Церкви, при крещении взрослых людей). Крещение совершалось обычно на великие праздники, в первую очередь — на Пасху. За какое-то время до крещения просвещаемые постились. Молились за них и постились и члены Церкви. Это считается одним из оснований, на котором возник потом Великий пост.
- Господь Иисус Христос постился в пустыне 40 дней. Ещё один основанием для 40-дневного Великого поста явилось подражание в этом Господу. Церковь справедливо рассудила, что если безгрешный Христос счёл нужным поститься, тем более это нужно грешным членам Церкви.
- Пост в дни скорби. Этот тип поста также известен с давних времён. Уже в Дидахи, раннехристианском произведении I века, говорится о посте в среду и пятницу всего года, как днях, связанных с крестными страданиями Спасителя. С течением времени восточная Церковь удержала оба этих постных дня; в Римско-католической практике остался один день — пятница. Особо строгим постом выделяется Великая Пятница, как день, в который Христос претерпел крестные муки. В Православной Церкви к числу дней поста относятся также Воздвижение Креста Господня (ещё одно воспоминание крестных мук Спасителя) и Усекновение главы Иоанна Крестителя.
- Аскетический пост. Ещё одно из значений поста — аскетическое, т. е., пост ради очищения от страстей, умения сдерживать свои плотские желания и т. д.
- Пост перед праздниками. Существовал также обычай поститься накануне великих праздников, чтобы этим лучше подготовиться к встрече праздника.
«С постом и молитвой»
– Такими словами обычно приветствуют друг друга верующие в начале многодневных постов, особенно Великого. Мы как бы поздравляем друг друга… Но поздравляют с чем-то радостным, приятным. В чем же заключается радость поста – ведь он связан с ограничениями, с отказом от чего-то, с преодолением?
– В заповедях Закона Божия и Нагорной проповеди Господь указывает нам путь и дела, через которые мы, люди, можем войти в Царство Небесное, что является смыслом и целью настоящей жизни. Всем, кто исполняет Его заповеди, Господь обещает блаженство в будущей вечной жизни, и таких людей Он называет блаженными, т.е. самыми счастливыми. Последняя из заповедей блаженства завершается словами: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 12).
Никто не запрещает нам радоваться и по поводу различных приятных событий и праздников, случающихся в нашей земной жизни. Но при этом важен вопрос о нашей жизненной системе координат. Включена ли в эту систему отсчета духовная составляющая? Если нет, если мы привязаны к земной жизни с ее преходящими утехами и радостями, если у нас, как говорили в недавнем прошлом, «всё для человека и всё во имя человека», тогда все заповеди, данные распятым Христом, – для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1, 23).
Если же мы верующие и идем за Христом, то слова «Радуйтеся и веселитеся» – это для нас. А радость поста состоит в его плодах, в том, что преодолевая себя, прилагая усилия к искоренению пороков и обретению добродетелей, очищаясь душой, мы приближаемся к Богу. Постовые труды нелегкие, но при этом душа наша расцветает и радуется.
Пост — это диета?
Вопрос, можно ли использовать соблюдение поста как ограничительную диету для снижения веса, является некорректным не только с этической и теологической точки зрения, но и с точки зрения абсолютно материалистического, медицинского подхода. Дело в том, что цель ограничительных мероприятий, накладываемых Церковью на верующих, заключается в направлении их по пути духовного развития через послушание и смирение. Святитель Василий Великий говорил в «Беседах о посте»: «Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».