Идолище

Источник: http://myfhology.narod.ru

 Идолище - славянская мифология. В эпических песнях и сказаниях многих народов воспевается борьба героев-богатырей с мифологическими существами, которые представляют враждебный людям мир: это змеи, драконы, чудовища, наделенные одновременно человеческими и звериными свойствами, фантастические птицы и т. д. В былинах на эти существа переносятся черты исторических, этнических врагов Руси, иноземных захватчиков и насильников. У них нет конкретных прототипов, но в их образах и в их действиях отложились народные впечатления от внешних врагов, совершавших нашествия и набеги на Русь.
В былинах описывается, как Идолище в отсутствие богатырей овладевает Киевом и хозяйничает в нем. 

А приехал поганое Идолище, 
А сидит за столами за дубовыми,
 А за ествами сидит он за сахарными, 
А к царице сидит он личинищем, 
А к царю сидит он хребетинищем... 

А  вот как изображается внешность его. 

А голова-то у Идолища как пивной котел.
А между глаз идет стрела каленая, 
А в плечах у вора сажень косая та.., 

Илья Муромец узнает о происходящем и спешит в Киев» Здесь надо сказать, что Идолище боится и ненавидит Илью. Он запретил даже упоминать его имя. 

А кто помянет — А да такового у нас
да нонь судом судить, 
А судом где судить,
да живому не быть...

 Из сравнения вариантов можно заключить, что Идолищу предсказана гибель от рук Ильи Муромца — поэтому он так боится встречи с богатырем. Когда Илья, переодевшись в платье калики перехожего, заходит в княжеские палаты. Идолище тотчас начинает расспрашивать его об Илье: не видел ли он его и как он выглядит. Возникает занятный диалог:

— А велик ли у вас казак да
Илья Муромец?..
— Не огромный наш казак да
Илья Муромец — Уж он толь велик, как я же есть...
— А помногу ли ваш ест да
Илья Муромец?..
— Не помногу ест казак да
Илья Муромец — По три он калачика крупивчатых...
— Он помногу же ли да вина-то пьет?..
— Он один же пьет да нунь стаканец ли. 

Эти ответы вызывают у Идолища чувство превосходства.

— Это что же есть да нынче за
богатырь ли!
 Как нашии татарские богатыри
По кулю да хлеба к выти* кушают, 
Не раз же по ведру вина да выпьют ли.

Теперь Идолище уверен, что Илья ему не страшен:

— А был бы то ведь здесь да
богатырь тот, 
Как я бы тут его на долонь ту клал, 
Другой рукой опять бы сверху прижал, 
А тут бы еще да ведь блин-то стал, 
Дунул бы его во чисто поле!

И тут смиренно слушавший его калика вдруг говорит в ответ:

— У нас как у попа было ростовского,
 Как была что корова обжориста, 
А много она ела, пила, тут и треснула, 
Тебе-то бы, поганому, да так же быть. 

Происходит молниеносный поединок: Идолище бросает в Илью «кинжалище», но богатырь увертывается и сам наносит удар «клюкой сорочинскою», то есть странническим посохом, отчего голова Идолища отлетает. Таким образом, предсказание сбывается. В былинах не раз возникает сходная ситуация:
определенному богатырю суждено уничто-жить определенного противника (Добрыне — Змея, Илье — Соловья-разбойника).

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Парис

Парис, в греческой мифологии троянский царевич, сын Приама и Гекубы. Когда Гекуба была беременна вторым ребёнком, ей приснился страшный сон, будто она родила пылающий факел, от которого сгорела ...
подробнее

Леандр

Леандр - в греческой мифологии юноша, влюбленный в жрицу Афродиты  Геро. Леандр жил на побережье Малой Азии в городе Абидосе, а Геро - по другую сторону Геллеспонта в Сестре. Геро каждую ночь ...
подробнее

Архелай

           Архелай - в греческой мифологии сын одного из потомков Геракла Темена. Изгнанный своими братьями из Аргоса, Архелай пришёл в Македонию, где правил царь Кисеей. Когда враги окружили ...
подробнее

Хрисаор

Хрисаор, «златомеч», в греческой мифологии сын Посейдона и горгоны Медузы, появившийся на свет, когда горгону обезглавил Персей. Хрисаор и океанида Каллироя - родители чудовищного трёхголового ...
подробнее

Гайомарт

Гайомарт, Гайа Мартан (авест., «живой смертный»), в иранской мифологии родоначальник человечества, первый смертный, иногда первый праведник, к которому были обращены слова Ахурамазды; Гайомарт ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru