Идолище

Источник: http://myfhology.narod.ru

 Идолище - славянская мифология. В эпических песнях и сказаниях многих народов воспевается борьба героев-богатырей с мифологическими существами, которые представляют враждебный людям мир: это змеи, драконы, чудовища, наделенные одновременно человеческими и звериными свойствами, фантастические птицы и т. д. В былинах на эти существа переносятся черты исторических, этнических врагов Руси, иноземных захватчиков и насильников. У них нет конкретных прототипов, но в их образах и в их действиях отложились народные впечатления от внешних врагов, совершавших нашествия и набеги на Русь.
В былинах описывается, как Идолище в отсутствие богатырей овладевает Киевом и хозяйничает в нем. 

А приехал поганое Идолище, 
А сидит за столами за дубовыми,
 А за ествами сидит он за сахарными, 
А к царице сидит он личинищем, 
А к царю сидит он хребетинищем... 

А  вот как изображается внешность его. 

А голова-то у Идолища как пивной котел.
А между глаз идет стрела каленая, 
А в плечах у вора сажень косая та.., 

Илья Муромец узнает о происходящем и спешит в Киев» Здесь надо сказать, что Идолище боится и ненавидит Илью. Он запретил даже упоминать его имя. 

А кто помянет — А да такового у нас
да нонь судом судить, 
А судом где судить,
да живому не быть...

 Из сравнения вариантов можно заключить, что Идолищу предсказана гибель от рук Ильи Муромца — поэтому он так боится встречи с богатырем. Когда Илья, переодевшись в платье калики перехожего, заходит в княжеские палаты. Идолище тотчас начинает расспрашивать его об Илье: не видел ли он его и как он выглядит. Возникает занятный диалог:

— А велик ли у вас казак да
Илья Муромец?..
— Не огромный наш казак да
Илья Муромец — Уж он толь велик, как я же есть...
— А помногу ли ваш ест да
Илья Муромец?..
— Не помногу ест казак да
Илья Муромец — По три он калачика крупивчатых...
— Он помногу же ли да вина-то пьет?..
— Он один же пьет да нунь стаканец ли. 

Эти ответы вызывают у Идолища чувство превосходства.

— Это что же есть да нынче за
богатырь ли!
 Как нашии татарские богатыри
По кулю да хлеба к выти* кушают, 
Не раз же по ведру вина да выпьют ли.

Теперь Идолище уверен, что Илья ему не страшен:

— А был бы то ведь здесь да
богатырь тот, 
Как я бы тут его на долонь ту клал, 
Другой рукой опять бы сверху прижал, 
А тут бы еще да ведь блин-то стал, 
Дунул бы его во чисто поле!

И тут смиренно слушавший его калика вдруг говорит в ответ:

— У нас как у попа было ростовского,
 Как была что корова обжориста, 
А много она ела, пила, тут и треснула, 
Тебе-то бы, поганому, да так же быть. 

Происходит молниеносный поединок: Идолище бросает в Илью «кинжалище», но богатырь увертывается и сам наносит удар «клюкой сорочинскою», то есть странническим посохом, отчего голова Идолища отлетает. Таким образом, предсказание сбывается. В былинах не раз возникает сходная ситуация:
определенному богатырю суждено уничто-жить определенного противника (Добрыне — Змея, Илье — Соловья-разбойника).

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Эпаф

Эпаф, Епаф , в греческой мифологии сын Зевса (букв. дитя «прикосновения» 3евса) и Ио, которая родила его на берегу Нила, приняв там снова человеческий облик после преследований Геры. Эпаф ...
подробнее

Сагара

Сагара (др.-инд. Sagara), в индуистской мифологии царь Солнечной династии. Одна из жён Сагары Кешини родила ему сына Асаманджу; другая, Сумати, родила огромную тыкву, 60 000 семян которой Сагара ...
подробнее

Агасфер

                  АГАСФЕР -  «Вечный жид», персонаж христианской легенды позднего западноевропейского средневековья. Имя Агасфер — стилизованное библейское имя, произвольно заимствовано из ...
подробнее

Шаргай-нойон

Шаргай-нойон, Хан Шаргай-нойон, в мифологии западных бурят один из ханов (или хатов) - детей тенгри. Согласно наиболее распространённой версии (в мифах балаганских бурят), Шаргай-нойон - сын Эсеге ...
подробнее

Фрасимед

Фрасимед - в греческой мифологии сын Нестора, прибывший вместе с отцом и братом Антилохом под Трою. Он командует 15 кораблями и принимает участие во многих битвах (Нот. П. XIV 10-11; XVI ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru