Идолище - славянская мифология. В эпических песнях и сказаниях
многих народов воспевается борьба героев-богатырей с мифологическими существами,
которые представляют враждебный людям мир: это змеи,
драконы,
чудовища, наделенные одновременно человеческими и звериными свойствами,
фантастические птицы и т. д. В былинах на эти существа переносятся черты
исторических, этнических врагов Руси, иноземных захватчиков и насильников.
У них нет конкретных прототипов, но в их образах и в их действиях отложились
народные впечатления от внешних врагов, совершавших нашествия и набеги
на Русь.
В былинах описывается, как Идолище в отсутствие богатырей овладевает
Киевом и хозяйничает в нем.
А приехал поганое Идолище, А сидит за столами за дубовыми, А за ествами сидит он за сахарными, А к царице сидит он личинищем, А к царю сидит он хребетинищем...
А вот как изображается внешность его.
А голова-то у Идолища как пивной котел. А между глаз идет стрела каленая, А в плечах у вора сажень косая та..,
Илья Муромец узнает о происходящем
и спешит в Киев» Здесь надо сказать, что Идолище боится и ненавидит Илью.
Он запретил даже упоминать его имя.
А кто помянет — А да такового у нас да нонь судом судить, А судом где судить, да живому не быть...
Из сравнения вариантов можно заключить, что Идолищу предсказана
гибель от рук Ильи Муромца — поэтому он так боится встречи с богатырем.
Когда Илья, переодевшись в платье калики перехожего, заходит в княжеские
палаты. Идолище тотчас начинает расспрашивать его об Илье: не видел ли
он его и как он выглядит. Возникает занятный диалог:
— А велик ли у вас казак да Илья Муромец?.. — Не огромный наш казак да Илья Муромец — Уж он толь велик, как я
же есть... — А помногу ли ваш ест да Илья Муромец?.. — Не помногу ест казак да Илья Муромец — По три он калачика крупивчатых... — Он помногу же ли да вина-то пьет?.. — Он один же пьет да нунь стаканец ли.
Эти ответы вызывают у Идолища чувство превосходства.
— Это что же есть да нынче за богатырь ли! Как нашии татарские богатыри По кулю да хлеба к выти* кушают, Не раз же по ведру вина да выпьют ли.
Теперь Идолище уверен, что Илья ему не страшен:
— А был бы то ведь здесь да богатырь тот, Как я бы тут его на долонь ту клал, Другой рукой опять бы сверху прижал, А тут бы еще да ведь блин-то стал, Дунул бы его во чисто поле!
И тут смиренно слушавший его калика вдруг говорит в ответ:
— У нас как у попа было ростовского, Как была что корова обжориста, А много она ела, пила, тут и треснула, Тебе-то бы, поганому, да так же быть.
Происходит молниеносный поединок: Идолище бросает в Илью «кинжалище»,
но богатырь увертывается и сам наносит удар «клюкой сорочинскою», то есть
странническим посохом, отчего голова Идолища отлетает. Таким образом, предсказание
сбывается. В былинах не раз возникает сходная ситуация:
определенному богатырю суждено уничто-жить определенного противника
(Добрыне — Змея, Илье — Соловья-разбойника).
Отзывы
Читайте также:
Атхарван
Атхарван - в древнеиндийской мифологии жрец,
первым добывший трением огонь — Агни
и установивший жертвоприношение; с помощью жертвоприношения Атхарван пролагает
пути, на которых ... подробнее
Мороз
Морозко (Мороз) Персонаж сказочного и обрядового фольклора.
Представление о Морозко в русском фольклоре отличается разнообразием
вариантов. В сказках это величественный старик, живущий в ... подробнее
Даная
Даная , в греческой мифологии дочь аргосского царя Акрисия
и Аганиппы. Узнав от оракула,
что ему суждена смерть от руки внука, Акрисий заключил дочь в подземный
медный терем и стерёг её. Однако ... подробнее
Сангкан
Сангкан, в мифологии кхонтхаи и других тайских народов Таиланда король,
с которым связано начало годичных циклов. Когда двенадцать его дочерей
были ещё детьми, он сделал старшей из них игрушку, ... подробнее
Трофоний
Трофоний, в греческой мифологии беотийский герой, сын Эргина.
Вместе с братом Агамедом воздвиг ряд храмов
Посейдона в Мантинее,
входной порог Дельфийского храма, дворец Амфитриона.
Трофоний был ... подробнее