Ильмаринен

Источник: http://myfhology.narod.ru

Ильмаринен (фин.), Илмайллине, Ильмойллине (карел.), в финской и карельской мифологии и эпосе культурный герой и демиург, кузнец. Образ Ильмаринена восходит, вероятно, к финно-угорскому божеству неба, ветра, воздуха (фин. ilma, «воздух, небо, погода») и родствен демиургам других традиций - Инмару, Ену. Ильмаринен - «кователь небесного железа», что сближает его с небесными кузнецами других мифологий (ср. Гефест): он выковывает небесный свод, светила, плуг, меч и др. Часто выступает вместе с Вяйнямёйненом (в карельских рунах Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Ёукахайнен - братья, которые родились от непорочной девицы, съевшей три ягоды), но в отличие от древнего мудреца-заклинателя, добывающего культурные блага у существ иного мира, Ильмаринен своими руками выковывает чудесные предметы, профессиональное умение преобладает у него над сверхъестественным знанием. Как демиург Вяйнямёйнен могущественнее Ильмаринена: выкованные кузнецом солнце и месяц не светят, и Вяйнямёйнену приходится добывать настоящие светила у похитившей их хозяйки Похьёлы. В рунах о сватовстве в Похьёле Ильмаринена - соперник Вяйнямёйнена, который хочет опередить кузнеца, взять первым в жёны красавицу. Хозяйка Похьёлы - Лоухи, требует, чтобы Ильмаринен выковал чудесную мельницу сампо в качестве свадебного дара (вено): тот куёт сампо «из пушинки лебединой, из кусочка веретенца и из молока коровы, и из ячменя крупинки». В некоторых рунах Вяйнямёйнену удаётся похитить невесту Ильмариненf, и кузнец выковывает себе золотую деву, но не может с ней спать. В других рунах Ильмаринен в одиночку совершает героическое сватовство к красавице - дочери Хийси, губившего всех женихов. Ильмаринен исполняет трудные задачи Хийси: вспахивает змеиное поле (при этом Вяйнямёйнен заговаривает змеиные укусы), моется в огненной бане, вылавливает гигантскую рыбу к столу (в одном варианте приволакивает даже спящего бога Укко). Сам он, однако, попадает в пасть к рыбе или к отцу (матери) невесты, но выковывает в утробе врага нож и выходит оттуда живым (видимо, поглощение Ильмаринена - символ брачной инициации: ср. Вяйнямёйнена, ищущего магические слова в утробе Випунена). Невеста пытается бежать от Ильмаринена, и тот превращает её в чайку.
Ильмаринен победил смерть, заманив её в железный сундук, якобы приготовленный им для отдыха, и спустив на дно моря. Люди не умирали в течение 300 лет, но потом отыскали смерть, которая с тех пор стала появляться по ночам (ср. марийский миф об Азырене).

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Кеней

Кеней, в греческой мифологии великан, лапиф, сын Элата (букв. «ель»); во время битвы лапифов с кентаврами последние, не сумев убить неуязвимого Кенея, заживо погребли его, вдавив в землю ...
подробнее

Эсон

Эсон - в греческой мифологии сын Кретея и Полимеды, по другой версии мифа, он был рожден от Тиро; по некоторым мифам отец Ясона, прославившегося путешествием в Колхиду за золотым руном. В ...
подробнее

Самуил

Самуил (евр.  «имя бога»?), в ветхозаветных преданиях великий пророк, последний из «судей израилевых». Рождение Самуила у Елканы и Анны описывается как чудо: Анна, будучи бездетной, изливала свою ...
подробнее

Икар

Икар, в греческой мифологии сын Дедала. Миф об Икаре см. в статье Дедал. Икар погиб, когда надеялся вслететь к Солнцу на крыльях, которые для него сделал Дедал.
подробнее

Фестор

Фестор - в греческой мифологии отец Феонои и Левкиппы. Когда пираты похитили Феоною, он бросился на поиски любимой дочери, но его корабль потерпел крушение. Выбравшись из моря на берег Фестора ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru