Иоаким и Анна - христианском предании родители девы Марии,
чета ближайших предков Иисуса Христа (церк.-слав.
«богоотцы»). В канонических новозаветных текстах Иоаким и Анна не упоминаются
(евангелисты в соответствии с иудейской традицией сакрального права заинтересованы
исключительно в генеалогии Христа со стороны Иосифа
Обручника, т. е., строго говоря, как бы в легальной фикции). Первоисточник
многочисленных легенд об Иоакиме и Анне - раннехристианский апокриф «Рождество
Марии», возникший ок. 200 (по-видимому, в Египте) и получивший впоследствии
название «Протоевангелие Иакова». По преданию, Иоаким происходил из колена
Иуды, из царского и мессианского рода Давида
(будучи, т. о., родичем Иосифа Обручника), а Анна - из колена Левия, из
священнического рода Аарона; в их браке соединилось
наследственное преемство царского и священнического сана. Тот и другой
сан получал утверждение в их личной праведности ветхозаветного типа; будучи
людьми состоятельными, они треть своих доходов отдают на жертвоприношения
и пожертвования в Иерусалимский храм, треть - на дела милосердия и только
треть оставляют себе. До преклонных лет, несмотря на все их молитвы, им
было отказано в потомстве. Когда Иоаким в очередной раз явился в храм с
жертвой, его оттолкнули на том основании, что его бездетность - очевидный
знак отверженности, а значит, и его жертва неугодна богу. Глубоко удручённый
старец ушёл из дому и жил с пастухами, в долгих жалобах оплакивая своё
бесплодие среди общего плодородия природы (образец для многочисленных жалоб
на бездетность в средневековой литературе, в том числе и русской), пока
ангел не велел ему возвращаться
к жене, обещав рождение младенца; то же обещание получила на молитве и
Анна. Радостная встреча постаревших супругов у Золотых ворот Иерусалима
- излюбленная тема живописи средних веков и Возрождения. Иоаким и Анна
три года воспитывают поздно родившуюся дочь (византийская иконографическая
традиция знает изображение этой четы, склонившейся над Марией, которая
делает свой первый шаг, - мотив, имеющий соответствие в том же апокрифе),
а затем по обету посвящают её богу и отдают в храм.
Для христианской догматики и культа отношения Иоакима и Анны - воплощение
наиболее полной чистоты в браке, выражение христианской мистики брака,
отмеченное печатью чуда (в католицизме в 19 в. оформился особый догмат
о непорочном зачатии девы Марии в браке её родителей).
Из многочисленных изображений на тему легенды о Иоакима и Анны - фрески
Джотто. На исходе средневековья на Западе Анна получает отдельный культ
(отражающийся и в иконографии) как целительница болезней, особенно чумы.
Отзывы
Читайте также:
Садко
Садко - герой русского народного эпоса.
Былины о Садко, как и былины о Василии
Буслаеве, уводят нас из княжеского стольного Киева, из южных степей,
где происходили богатырские сражения, на ... подробнее
Гайомарт
Гайомарт, Гайа Мартан (авест., «живой смертный»), в иранской мифологии
родоначальник человечества, первый смертный, иногда первый праведник, к
которому были обращены слова Ахурамазды;
Гайомарт ... подробнее
Никодим
Никодим, в христианском предании тайный ученик Иисуса
Христа из числа фарисеев и «начальников иудейских». Он ночью приходит
к Иисусу, и тот учит его (Ио. 3, 1-21); открыто заступается за Христа ... подробнее
Койотобыль
Койотобыль
(«медведь»), в кетской мифологии
сын мужчины и медведицы, нашедшей своего будущего мужа мёртвым в старой
берлоге и оживившей его. Койотбыль является персонажем, обратным по отношению
к ... подробнее
Алет
Алет - в греческой мифологии: 1) царь Микен, сын Эгисфа.
После того как Эгисф, соблазнивший жену Агамемнона
Клитеместру и захвативший власть,
был убит сыном Агамемнона
Орестом, ... подробнее