Иоаким и Анна - христианском предании родители девы Марии,
чета ближайших предков Иисуса Христа (церк.-слав.
«богоотцы»). В канонических новозаветных текстах Иоаким и Анна не упоминаются
(евангелисты в соответствии с иудейской традицией сакрального права заинтересованы
исключительно в генеалогии Христа со стороны Иосифа
Обручника, т. е., строго говоря, как бы в легальной фикции). Первоисточник
многочисленных легенд об Иоакиме и Анне - раннехристианский апокриф «Рождество
Марии», возникший ок. 200 (по-видимому, в Египте) и получивший впоследствии
название «Протоевангелие Иакова». По преданию, Иоаким происходил из колена
Иуды, из царского и мессианского рода Давида
(будучи, т. о., родичем Иосифа Обручника), а Анна - из колена Левия, из
священнического рода Аарона; в их браке соединилось
наследственное преемство царского и священнического сана. Тот и другой
сан получал утверждение в их личной праведности ветхозаветного типа; будучи
людьми состоятельными, они треть своих доходов отдают на жертвоприношения
и пожертвования в Иерусалимский храм, треть - на дела милосердия и только
треть оставляют себе. До преклонных лет, несмотря на все их молитвы, им
было отказано в потомстве. Когда Иоаким в очередной раз явился в храм с
жертвой, его оттолкнули на том основании, что его бездетность - очевидный
знак отверженности, а значит, и его жертва неугодна богу. Глубоко удручённый
старец ушёл из дому и жил с пастухами, в долгих жалобах оплакивая своё
бесплодие среди общего плодородия природы (образец для многочисленных жалоб
на бездетность в средневековой литературе, в том числе и русской), пока
ангел не велел ему возвращаться
к жене, обещав рождение младенца; то же обещание получила на молитве и
Анна. Радостная встреча постаревших супругов у Золотых ворот Иерусалима
- излюбленная тема живописи средних веков и Возрождения. Иоаким и Анна
три года воспитывают поздно родившуюся дочь (византийская иконографическая
традиция знает изображение этой четы, склонившейся над Марией, которая
делает свой первый шаг, - мотив, имеющий соответствие в том же апокрифе),
а затем по обету посвящают её богу и отдают в храм.
Для христианской догматики и культа отношения Иоакима и Анны - воплощение
наиболее полной чистоты в браке, выражение христианской мистики брака,
отмеченное печатью чуда (в католицизме в 19 в. оформился особый догмат
о непорочном зачатии девы Марии в браке её родителей).
Из многочисленных изображений на тему легенды о Иоакима и Анны - фрески
Джотто. На исходе средневековья на Западе Анна получает отдельный культ
(отражающийся и в иконографии) как целительница болезней, особенно чумы.
Отзывы
Читайте также:
Эвадна
Эвадна, в греческой мифологии дочь Ифия и супруга Капанея.
Эвадна не захотела пережить смерть мужа и бросилась в его погребальный
костёр. Этот мотив, впервые обработанный Еврипидом (Suppl. 980-1075), затем
многократно использовался античными авторами как образец супружеской верности.
Сыном Капанея и Эвадны был Сфенел, который
участвовал в Троянской войне.
2) Дочь Стримона и жена Аргоса, правителя
Пелопонеса. Родила от него сыновей Экбаса, Циранта, Эпидавра и Криаса. подробнее
Эсон
Эсон - в греческой мифологии сын Кретея и Полимеды, по другой версии
мифа, он был рожден от Тиро; по некоторым мифам отец Ясона,
прославившегося путешествием в Колхиду за золотым
руном. В отсутсвие Ясона Эсон был приговорен к смертной казни царем
города Иолк Пелием. Царь опасался, что сбудется
предсказание, согласно которому его убьет Ясон. Пелий решил, что Ясон не
вернется в Иолк, и лучше расправиться с его родственниками. Эсон, не дожидаясь
исполнения приговора, покончил с собой, выпив при жертвоп ... подробнее
Сулайман
Сулайман в мусульманской мифологии сын Дауда.
Соответствует библейскому Соломону. В Коране
говорится, что мудрый Сулайман участвовал в разрешении сложных споров вместе
со своим отцом и иногда превосходил его в мудрости (21:78-79). Наследовав
Дауду, Сулайман стал великим правителем, обладавшим множеством чудесных
способностей. Ему подчинялся могучий ветер (21:81; 38:35) и был понятен
язык птиц (27:17). Однажды Сулайман изменил путь войска, чтобы не раздавить
мур ... подробнее
Этол
Этол, в греческой мифологии сын элидского царя Эндимиона
и Ифианассы (Apollod. I 7, 6) (варианты: Астеродии, Гипериппы
или Хромии; Paus. V 1, 4), отец Плеврона
и Калидона, эпонимов городов в Этолии (Apollod.
I 7, 7). После того, как Этол неумышленно убил сына Форонея Аписа (сбил
его колесницей во время погребальных игр; Paus. V 1, 8), он, страшась мести
сыновей убитого, бежал из Пелоп ... подробнее
Кикн
Кикн («лебедь»), в греческой мифологии:
1) сын Аполлона и Фирии (вариант: Гирии), красавец-охотник, живший
в окрестностях Калидона. Многие юноши хотели дружить с Кикном, но он отталкивал
всех своей надменностью и дурным нравом. Когда от Кикна отказался последний
друг, он вместе с матерью бросился в Канопское озеро; Аполлон превратил
обоих в лебедей
2) сын Посейдона
и Калики, отец Тенеса и Гемитеи. После смерти первой жены вступил в брак
с Филономой, котора ... подробнее