Иоаким и Анна

Источник: http://myfhology.narod.ru

Иоаким и Анна - христианском предании родители девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа (церк.-слав. «богоотцы»). В канонических новозаветных текстах Иоаким и Анна не упоминаются (евангелисты в соответствии с иудейской традицией сакрального права заинтересованы исключительно в генеалогии Христа со стороны Иосифа Обручника, т. е., строго говоря, как бы в легальной фикции). Первоисточник многочисленных легенд об Иоакиме и Анне - раннехристианский апокриф «Рождество Марии», возникший ок. 200 (по-видимому, в Египте) и получивший впоследствии название «Протоевангелие Иакова». По преданию, Иоаким происходил из колена Иуды, из царского и мессианского рода Давида (будучи, т. о., родичем Иосифа Обручника), а Анна - из колена Левия, из священнического рода Аарона; в их браке соединилось наследственное преемство царского и священнического сана. Тот и другой сан получал утверждение в их личной праведности ветхозаветного типа; будучи людьми состоятельными, они треть своих доходов отдают на жертвоприношения и пожертвования в Иерусалимский храм, треть - на дела милосердия и только треть оставляют себе. До преклонных лет, несмотря на все их молитвы, им было отказано в потомстве. Когда Иоаким в очередной раз явился в храм с жертвой, его оттолкнули на том основании, что его бездетность - очевидный знак отверженности, а значит, и его жертва неугодна богу. Глубоко удручённый старец ушёл из дому и жил с пастухами, в долгих жалобах оплакивая своё бесплодие среди общего плодородия природы (образец для многочисленных жалоб на бездетность в средневековой литературе, в том числе и русской), пока ангел не велел ему возвращаться к жене, обещав рождение младенца; то же обещание получила на молитве и Анна. Радостная встреча постаревших супругов у Золотых ворот Иерусалима - излюбленная тема живописи средних веков и Возрождения. Иоаким и Анна три года воспитывают поздно родившуюся дочь (византийская иконографическая традиция знает изображение этой четы, склонившейся над Марией, которая делает свой первый шаг, - мотив, имеющий соответствие в том же апокрифе), а затем по обету посвящают её богу и отдают в храм.
Для христианской догматики и культа отношения Иоакима и Анны - воплощение наиболее полной чистоты в браке, выражение христианской мистики брака, отмеченное печатью чуда (в католицизме в 19 в. оформился особый догмат о непорочном зачатии девы Марии в браке её родителей).
Из многочисленных изображений на тему легенды о Иоакима и Анны - фрески Джотто. На исходе средневековья на Западе Анна получает отдельный культ (отражающийся и в иконографии) как целительница болезней, особенно чумы.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Эвадна

Эвадна, в греческой мифологии дочь Ифия и супруга Капанея. Эвадна не захотела пережить смерть мужа и бросилась в его погребальный костёр. Этот мотив, впервые обработанный Еврипидом (Suppl. 980-1075), затем многократно использовался античными авторами как образец супружеской верности. Сыном Капанея и Эвадны был Сфенел, который участвовал в Троянской войне.  2) Дочь Стримона и жена Аргоса, правителя Пелопонеса. Родила от него сыновей Экбаса, Циранта, Эпидавра и Криаса.
подробнее

Эсон

Эсон - в греческой мифологии сын Кретея и Полимеды, по другой версии мифа, он был рожден от Тиро; по некоторым мифам отец Ясона, прославившегося путешествием в Колхиду за золотым руном. В отсутсвие Ясона Эсон был приговорен к смертной казни царем города Иолк Пелием. Царь опасался, что сбудется предсказание, согласно которому его убьет Ясон. Пелий решил, что Ясон не вернется в Иолк, и лучше расправиться с его родственниками. Эсон, не дожидаясь исполнения приговора, покончил с собой, выпив при жертвоп ...
подробнее

Сулайман

Сулайман  в мусульманской мифологии сын Дауда. Соответствует библейскому Соломону. В Коране говорится, что мудрый Сулайман участвовал в разрешении сложных споров вместе со своим отцом и иногда превосходил его в мудрости (21:78-79). Наследовав Дауду, Сулайман стал великим правителем, обладавшим множеством чудесных способностей. Ему подчинялся могучий ветер (21:81; 38:35) и был понятен язык птиц (27:17). Однажды Сулайман изменил путь войска, чтобы не раздавить мур ...
подробнее

Этол

Этол, в греческой мифологии сын элидского царя Эндимиона и Ифианассы (Apollod. I 7, 6) (варианты: Астеродии, Гипериппы или Хромии; Paus. V 1, 4), отец Плеврона и Калидона, эпонимов городов в Этолии (Apollod. I 7, 7). После того, как Этол неумышленно убил сына Форонея Аписа (сбил его колесницей во время погребальных игр; Paus. V 1, 8), он, страшась мести сыновей убитого, бежал из Пелоп ...
подробнее

Кикн

     Кикн («лебедь»), в греческой мифологии:  1) сын Аполлона и Фирии (вариант: Гирии), красавец-охотник, живший в окрестностях Калидона. Многие юноши хотели дружить с Кикном, но он отталкивал всех своей надменностью и дурным нравом. Когда от Кикна отказался последний друг, он вместе с матерью бросился в Канопское озеро; Аполлон превратил обоих в лебедей 2) сын Посейдона и Калики, отец Тенеса и Гемитеи. После смерти первой жены вступил в брак с Филономой, котора ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru