Иоаким и Анна

Источник: http://myfhology.narod.ru

Иоаким и Анна - христианском предании родители девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа (церк.-слав. «богоотцы»). В канонических новозаветных текстах Иоаким и Анна не упоминаются (евангелисты в соответствии с иудейской традицией сакрального права заинтересованы исключительно в генеалогии Христа со стороны Иосифа Обручника, т. е., строго говоря, как бы в легальной фикции). Первоисточник многочисленных легенд об Иоакиме и Анне - раннехристианский апокриф «Рождество Марии», возникший ок. 200 (по-видимому, в Египте) и получивший впоследствии название «Протоевангелие Иакова». По преданию, Иоаким происходил из колена Иуды, из царского и мессианского рода Давида (будучи, т. о., родичем Иосифа Обручника), а Анна - из колена Левия, из священнического рода Аарона; в их браке соединилось наследственное преемство царского и священнического сана. Тот и другой сан получал утверждение в их личной праведности ветхозаветного типа; будучи людьми состоятельными, они треть своих доходов отдают на жертвоприношения и пожертвования в Иерусалимский храм, треть - на дела милосердия и только треть оставляют себе. До преклонных лет, несмотря на все их молитвы, им было отказано в потомстве. Когда Иоаким в очередной раз явился в храм с жертвой, его оттолкнули на том основании, что его бездетность - очевидный знак отверженности, а значит, и его жертва неугодна богу. Глубоко удручённый старец ушёл из дому и жил с пастухами, в долгих жалобах оплакивая своё бесплодие среди общего плодородия природы (образец для многочисленных жалоб на бездетность в средневековой литературе, в том числе и русской), пока ангел не велел ему возвращаться к жене, обещав рождение младенца; то же обещание получила на молитве и Анна. Радостная встреча постаревших супругов у Золотых ворот Иерусалима - излюбленная тема живописи средних веков и Возрождения. Иоаким и Анна три года воспитывают поздно родившуюся дочь (византийская иконографическая традиция знает изображение этой четы, склонившейся над Марией, которая делает свой первый шаг, - мотив, имеющий соответствие в том же апокрифе), а затем по обету посвящают её богу и отдают в храм.
Для христианской догматики и культа отношения Иоакима и Анны - воплощение наиболее полной чистоты в браке, выражение христианской мистики брака, отмеченное печатью чуда (в католицизме в 19 в. оформился особый догмат о непорочном зачатии девы Марии в браке её родителей).
Из многочисленных изображений на тему легенды о Иоакима и Анны - фрески Джотто. На исходе средневековья на Западе Анна получает отдельный культ (отражающийся и в иконографии) как целительница болезней, особенно чумы.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Пенфей

Пенфей, Пентей, в греческой мифологии фиванский царь, сын Эхиона, одного из спартов (воинов, рождённых землёй из зубов дракона), и Агавы, дочери Кадма, власть которого в Фивах унаследовал Пенфей ...
подробнее

Дох

Дох, в кетской мифологии первый великий шаман, культурный герой, установивший основные законы. Один из участников сотворения мира, создавший остров (первую сушу в мировом океане) с помощью гагары, ...
подробнее

Йоишта

Йоишта (авест.), Явишт (ср.-перс.), в иранской мифологии мудрый юноша из рода Фрйанов, избавивший Иран от злого волшебника Ахтиа (Ахт). В «Ардвисур-Яште» Йоишта при помощи Ардвисуры Анахиты, ...
подробнее

Амик

              АМИК -  в греческой мифологии великан, сын Посейдона, царь племени бебриков в Вифинии (Малая Азия). Амик нападал на иноземцев, посещавших Вифинию, и убивал их ударами кулака. Когда в ...
подробнее

Энопион

Энопион - в греческой мифологии сын Диониса и Ариадны, отец Миропы, живший в Гирии на острове Хиосе. Орион, охотник из Беотии, влюбился в его дочь. Энопион пообещал отдать ему ее в жены, если он ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru