Иов

Источник: http://myfhology.narod.ru

Иов, в иудаистических и христианских преданиях страдающий праведник, испытываемый сатаной с дозволения Яхве; главный персонаж ветхозаветной книги Иова. Страдающий праведник - центральный образ древних литератур Ближнего Востока (ср. вавилонскую поэму «О невинном страдальце», египетскую «Сказку о двух братьях» и др.). Судя по упоминанию в ветхозаветной книге Иезекииля (нач. 6 в. до н. э.),. имя Иов было наряду с именами Ноя и Даниила обозначением (на уровне ходячей поговорки) образцового праведника (Иез. 14, 14 и 20). Датировка книги Иова неясна (5-4 вв. до н. э.?), а структура и становление текста в известном нам объёме представляет много нерешённых проблем; не исключено присутствие в составе книги более раннего материала и более поздних вставок (вероятно, речи Элиу, описания бегемота и левиафана и др.). О Иове сказано, что он был «прост, и праведен, и богобоязнен, и далёк от зла» (Иов 1, 1; здесь и ниже перевод автора, цитируется по книге «Поэзия и проза Древнего Востока», М., 1973); вначале возникает образ искренней истовости богатого патриархальною главы рода, неуклонно блюдущего себя от греха и во всём поступающего как должно. Называется число его сыновей, дочерей, скота, причём всё время повторяются сакральные числа семь, три, пять, выражающие идею совершенства, законосообразности, гармонической стабильности (1, 2-3). При встрече с сатаной Яхве спрашивает: «Приметило ли сердце твоё раба моего Иова? Ведь нет на земле мужа, как он» (1, 8). Сатана возражает, что благочестие Иова корыстно, поскольку Яхве охраняет его благосостояние; едва этому будет положен конец, кончится и преданность Иова богу. Яхве принимает вызов и позволяет сатане начать испытание, запрещая ему только посягать на саму личность Иова (1, 12). Четыре вестника беды поочерёдно сообщают Иову о гибели его ослов, овец и верблюдов вместе с пастухами и погонщиками, наконец, сыновей и дочерей (1, 14-19). И. раздирает на себе одежду, обривает главу в знак траура, повергается на землю и произносит слова, достойные его прежней истовости: «Господь дал, господь и взял - благословенно имя господне!» (1, 21). Сатана снова предстаёт перед Яхве и предлагает распространить испытание на тело Иова, на его «кость» и «плоть» (2, 4- 5). Яхве снова даёт согласие, требуя только, чтобы Иову была сохранена жизнь, и сатана наводит на Иова страшную болезнь (традиционно понимаемую как проказа); «и взял Иов черепок, чтобы соскребать с себя гной, и сел среди пепла» (2, 8). Вера Иова в справедливый божественный миропорядок вступает в мучительный конфликт с его знанием о своей невинности (и невинности многих несчастных, на чьи страдания открываются его глаза; см. 3, 17-22; 24, 3-12), вплоть до сомнения в божественной справедливости. На один выход из этого конфликта указывает жена Иова: «похули бога и умри» (2, 9). Противоположный выход предлагают трое друзей Иова (их горячим, саркастическим спором занята большая часть книги Иова - главы 3-31): если всякое страдание есть налагаемое богом наказание, то Иов должен умозаключить от своего страдания к своей виновности. Но Иов решительно возражает друзьям: «Или вы для бога будете лгать и неправду возвещать ради него, в угоду ему кривить душой, в споре выгораживать его?» (13,7-8). После «докучных утешителей» (16,2) в спор с Иовоом вступает молодой мудрец Элиу (Элигу), переводящий проблему на иной уровень: страдание посылается богом не как кара, но как средство духовного пробуждения. Последнее слово в споре принадлежит Яхве, который вместо всякого рационалистического ответа забрасывает Иова вопросами о непостижимом устройстве космического целого, не измеримого никакой человеческой мерой (главы 38-41; выделяется описание чудищ бегемота и левиафана, 40, 10-27; 41, 1-26). Иов объявляет о своём смиренном раскаянии. Приговор Яхве признаёт правоту Иова перед друзьями, говорившими о боге «не так правдиво» (42,7), как он; Яхве соглашается помиловать друзей только по молитве Иова (42,8). После молитвы Иова близкие приходят утешать его и осыпать его дарами (42, 11). Яхве возвращает Иову всё богатство в сугубой мере, у Иова рождаются новые семь сыновей и три дочери (42, 13). В этом новом блаженстве Иов живёт ещё 140 лет и умирает, «насытясь днями» (42, 16-17).
Земля Уц, названная родиной Иова, тождественна то ли арамейским областям на севере Заиорданья, то ли Хаурану, то ли Эдому; во всяком случае, Иов по крови и географической локализации настолько близок к иудейско-израильской сфере, чтобы входить (вместе с прочими персонажами книги Иова) в круг почитателей единого бога, насколько и далёк от этой сферы, чтобы являть собою тип «человека вообще», образец как бы «естественной» праведности.
В Септуагинте книга Иова имеет приписку, в которой со ссылкой на «сирийскую книгу» сообщается, что первоначальное имя Иова - Иовав (эдомитское имя?; ср. Быт. 36, 33), его родина - Авситида «на пределах Идумеи и Аравии»; даётся генеалогия Иова, восходящая в пятом колене через Исава к Аврааму.
В талмудической литературе Иов служит предметом разноречивых суждений. По-разному определялось время книги Иова - от времён Авраама, Иакова или Моисея до времён Эсфири. Высказывалось также мнение, что повествование о нём - притча («машал»). По одной из версий, Иов своими силами познал Яхве, служил ему из любви, праведностью превзошёл даже Авраама; в талмудическом трактате Сота 35а сообщается, что его смерть оплакивалась всем народом Израиля. По другому мнению (резко противоречащему тексту книги), он был врагом Израиля - языческим пророком, посоветовавшим фараону приказать повитухам убивать всех новорождённых еврейских мальчиков; этим он будто бы и заслужил свои страдания (трактаты Сангедрин 106а и Сота 11а; такая роль сближает Иова с Валаамом). Продолжительность испытания Иова определяется Мишной в 1 год, а позднеиудейским грекоязычным апокрифом «Завещание Иова» - в 7 лет; продолжительность всей жизни Иова - 210 лет.
О трансформации образа Иова. в исламе см. в ст. Аййуб. В европейском средневековье этот образ односторонне воспринимался как идеал примерной покорности. В изобразительном искусстве 17 в. можно отметить картину Ж. де Латура «Иова и его жена». «Пролог на небесах» к «Фаусту» Гёте - явное подражание началу истории Иова. Более скрытое использование топики книги Иова проходит сквозь роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (споры Ивана и Алёши о страданиях невинных и «неприятии мира»; вопрос о том, может ли грядущая «осанна» изгладить бывшую неправду, прямо связываемый старцем Зосимой с библейским рассказом о Иове). В стихотворной драме американского писателя А. Мак-Лиша «Джи Би» (1958) герой - состоятельный американец, в серии несчастий теряющий детей, имущество и здоровье; его утешители пользуются резонёрскими аргументами психоанализа, социологии и модной теологии.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Мегара

Мегара, в греческой мифологии старшая дочь фиванского царя Креонта, который в благодарность за помощь в войне с орхоменцами отдал её в жёны Гераклу. От Геракла Мегара родила трёх сыновей - ...
подробнее

Капис

Капис, в греческой мифологии один из дарданских героев, отец Анхиса, дед Энея. Капис считался эпонимом и основателем города Капуи в Кампании (или города Капий в Аркадии, Strab. XIII 1, 53). Другой ...
подробнее

Цан-дзе

   Цан-цзе, в древнекитайской мифологии культурный герой, сподвижник Хуан-ди (по другим версиям, Фу-си, Шэнъ-нуна). Имел четыре глаза (на древних рельефах и средневековых гравюрах по два глаза ...
подробнее

Сиаваршан

      Сиаваршан (авест., «чёрный конь»), Сиявахш, Сиявуш (поздние формы имени), герой иранского эпоса. Сын Кай Кавуса, юный царевич Сиаваршан был ложно обвинён своей мачехой Судабой, воспылавшей к ...
подробнее

Иван - царевич

Иван - царевич - герой русский волшебных сказок. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов (например, "Царевна - лягушка", "Иван - царевич и Серый волк", "Молодильные яблоки", ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru