Иона

Источник: http://myfhology.narod.ru

Иона, ветхозаветный пророк, персонаж библейской книги Ионы. Согласно этой книге, Иона получает от Яхве повеление идти в столицу Ассирии Ниневию, чтобы проповедовать в ней о наказании, которое постигнет ее жителей за их злодеяния. Иона, однако, уклоняется от этого поручения и бежит в противоположную сторону - в Иоппию (Яффу), где садится на корабль, чтобы плыть в Фарсис (Испания). Тогда бог поднимает великую бурю, и корабельщики-язычники, отчаявшись получить помощь от своих богов, бросают жребий, чтобы таким образом узнать, кто является причиной постигшего их бедствия. Жребий падает на Иону, который признается, что поклоняется «господу богу небес, сотворившему море и сушу», от которого он бежит, и просит выбросить его в море, ибо причина бури - в его прегрешении. Корабельщики, после бесплодных попыток спасти судно, вынуждены против своей воли исполнить желание Ионы, и море утихает. Яхве же повелевает большой рыбе (в славянском переводе Библии - киту) проглотить Иону, который остаётся в её чреве три дня и три ночи, взывая к богу. Вняв мольбам Ионы, бог приказывает рыбе извергнуть его на сушу.
После вторичного повеления Яхве Иона идёт в Ниневию и пророчествует там о её грядущем (по прошествии сорока дней) разрушении. Проповедь Ионы производит действие, и всё население Ниневии объявляет пост и кается в своих грехах (мотив приказания царя Ниневии о днях поста и покаяния находит определённые параллели в клинописных документах 8 в. до н. э., содержащих подобные распоряжения ассирийского царя правителям областей); бог прощает ниневийцев, что сильно огорчает Иону, ожидающего зрелища божественного возмездия. Разочарованный Иона просит у бога смерти. Для утешения Ионы Яхве заставляет быстро вырасти над его головой растение, тень которого очень радует Иону. Но бог тут же посылает червя, который подтачивает растение, и оно увядает; когда же на следующий день Иона начинает изнемогать от зноя, он снова просит о ниспослании смерти, на что бог говорит ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4, 11).
По агадической традиции Иону проглотила рыба, предназначенная для этой цели ещё с пятого дня творения; внутренность её представляла собой просторное помещение, освещавшееся драгоценным камнем, испускавшим большой свет, а глаза её освещали море. Рыба дожна была вскоре пойти в пищу левиафану, но Иона спас её, за что рыба открыла ему многие тайны, скрытые от взора человека. После того как по истечении трёх дней и трёх ночей рыба изрыгнула Иону, его проглотила другая рыба, находившаяся в периоде метания икры, так что Ионе стало тесно, и только тогда он стал молить бога об избавлении.
Хотя мифологизированный образ героя книги пророка Ионы восходит, видимо, к историческому лицу, жившему в Израильском царстве во 2-й половине 8 в. до н. э., сама книга, по мнению ряда исследователей, появилась не ранее б в. до н. э. и не позднее 200 до н. э. В введённом в повествование универсально распространённом мифологическом сюжете проглатывания - выплёвывания человека морским чудовищем или драконом (Т 225.1.12) прослеживаются отголоски инициационных, а также солнечных мифов. Традиция экзегетики видела в этом образе символ вавилонского пленения (сходный образ у пророка Иеремии; см. Иерем. 33-34) как наказания за неисполнение народом, исповедующим единобожие, миссионерской роли среди язычников. В новозаветной традиции Иисус Христос предсказывает свою смерть и последующее воскресение на третий день, уподобляя эти события трёхдневному пребыванию Ионы в чреве кита (Матф. 12, 39-40). Символ этот сохраняется в раннехристианской традиции, что подтверждается изображением на саркофагах ранних христиан.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Акрисий

          Акрисий -  в греческой мифологии царь Аргоса, сын Абанта, внук Линкея и Гипермнестры. Акрисий и его брат — близнец Пройт, враждовали ещё в чреве матери. Возмужав, они стали бороться за власть. Акрисий правил в Аргосе, Пройт же отправился сначала в Линию, затем завладел Тиринфом. Акрисию было предсказано, что он погибнет от руки сына своей дочери. Тогда он запер свою дочь Данаю в медный терем, но Зевс проник туда в виде золотого дождя, что и привел ...
подробнее

Махаон

Махаон, в греческой мифологии сын Асклепия, унаследовавший от него искусство врачевания. Вместе с братом Подалирием Махаон как претендент на руку Елены участвовал в Троянской войне, возглавив ополчение на 30 кораблях из городов западной Фессалии и северо-восточной Этолии (Нот. П. II 729-732). Под Троей Махаон излечивает многих героев, пока его самого не ранит стрелой Парис. В дальнейшем Махаон снова участвует в сражениях и погибает от руки Пенфесилеи или Эврипила.    ...
подробнее

Сасрыква

Сасрыква, главный герой абхазской версии нартского эпоса, наделённый чертами культурного героя. Сасрыква рождается чудесным образом: пленившийся красотой Сатаней-Гуаши нартский пастух (вариант: Сатаней-Гуаша воспылала сама к нему страстью), не смогший перебраться к ней через разделявшую их реку, пустил в Сатаней-Гуашу со своего берега стрелу (семя). Вонзившись в прибрежный камень (скалу), она оплодотворила его - на камне обозначился человеческий образ. Этот зародыш мальчика по поручению Сатаней-Г ...
подробнее

Сосруко

Сосруко, герой адыгского нартского эпоса. Сосруко рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Сатаней. По просьбе Сатаней Тлепш извлёк из камня раскалённого железного мальчика и окунул его семь раз в воду: только бёдра (вариант: колени), схваченные клещами, остались незакалёнными. Сосруко выступает как культурный герой. Он возвращает (что равносильно добыванию) нартам, огонь и семена проса, похищенные Иныжем и Еминежем, одаривает людей напитком сано, отнятым им у богов. Сосрук ...
подробнее

Мисен

Мисен (Misenus), в римской традиции сподвижник и трубач Гектара, а после его гибели спутник Энея. его рулевой и трубач. Однажды, когда корабли Энея стояли у берегов Кампании, Мисен стал хвалиться, что он лучший трубач, чем бессмертные боги. Тогда Тритон так затрубил в свою раковину, что сила звука сбросила Мисена в море, и он утонул. Он был похоронен на берегу Кумской гавани на мысе, который стал называться, его именем (этиологический миф). Один из вариантов мифа называет Мисена ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru