Иона

Источник: http://myfhology.narod.ru

Иона, ветхозаветный пророк, персонаж библейской книги Ионы. Согласно этой книге, Иона получает от Яхве повеление идти в столицу Ассирии Ниневию, чтобы проповедовать в ней о наказании, которое постигнет ее жителей за их злодеяния. Иона, однако, уклоняется от этого поручения и бежит в противоположную сторону - в Иоппию (Яффу), где садится на корабль, чтобы плыть в Фарсис (Испания). Тогда бог поднимает великую бурю, и корабельщики-язычники, отчаявшись получить помощь от своих богов, бросают жребий, чтобы таким образом узнать, кто является причиной постигшего их бедствия. Жребий падает на Иону, который признается, что поклоняется «господу богу небес, сотворившему море и сушу», от которого он бежит, и просит выбросить его в море, ибо причина бури - в его прегрешении. Корабельщики, после бесплодных попыток спасти судно, вынуждены против своей воли исполнить желание Ионы, и море утихает. Яхве же повелевает большой рыбе (в славянском переводе Библии - киту) проглотить Иону, который остаётся в её чреве три дня и три ночи, взывая к богу. Вняв мольбам Ионы, бог приказывает рыбе извергнуть его на сушу.
После вторичного повеления Яхве Иона идёт в Ниневию и пророчествует там о её грядущем (по прошествии сорока дней) разрушении. Проповедь Ионы производит действие, и всё население Ниневии объявляет пост и кается в своих грехах (мотив приказания царя Ниневии о днях поста и покаяния находит определённые параллели в клинописных документах 8 в. до н. э., содержащих подобные распоряжения ассирийского царя правителям областей); бог прощает ниневийцев, что сильно огорчает Иону, ожидающего зрелища божественного возмездия. Разочарованный Иона просит у бога смерти. Для утешения Ионы Яхве заставляет быстро вырасти над его головой растение, тень которого очень радует Иону. Но бог тут же посылает червя, который подтачивает растение, и оно увядает; когда же на следующий день Иона начинает изнемогать от зноя, он снова просит о ниспослании смерти, на что бог говорит ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4, 11).
По агадической традиции Иону проглотила рыба, предназначенная для этой цели ещё с пятого дня творения; внутренность её представляла собой просторное помещение, освещавшееся драгоценным камнем, испускавшим большой свет, а глаза её освещали море. Рыба дожна была вскоре пойти в пищу левиафану, но Иона спас её, за что рыба открыла ему многие тайны, скрытые от взора человека. После того как по истечении трёх дней и трёх ночей рыба изрыгнула Иону, его проглотила другая рыба, находившаяся в периоде метания икры, так что Ионе стало тесно, и только тогда он стал молить бога об избавлении.
Хотя мифологизированный образ героя книги пророка Ионы восходит, видимо, к историческому лицу, жившему в Израильском царстве во 2-й половине 8 в. до н. э., сама книга, по мнению ряда исследователей, появилась не ранее б в. до н. э. и не позднее 200 до н. э. В введённом в повествование универсально распространённом мифологическом сюжете проглатывания - выплёвывания человека морским чудовищем или драконом (Т 225.1.12) прослеживаются отголоски инициационных, а также солнечных мифов. Традиция экзегетики видела в этом образе символ вавилонского пленения (сходный образ у пророка Иеремии; см. Иерем. 33-34) как наказания за неисполнение народом, исповедующим единобожие, миссионерской роли среди язычников. В новозаветной традиции Иисус Христос предсказывает свою смерть и последующее воскресение на третий день, уподобляя эти события трёхдневному пребыванию Ионы в чреве кита (Матф. 12, 39-40). Символ этот сохраняется в раннехристианской традиции, что подтверждается изображением на саркофагах ранних христиан.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Нара

Нара (др.-инд. Nara, «человек, мужчина, муж»), в древнеиндийской мифологии божественный мудрец (риши), всегда выступающий в паре с риши Нараяной. В «Рамаяне» (7, 53) Рама предсказывает будущее ...
подробнее

Шакьямуни

   Будда Шакьямуни [санскр.  sakyamuni, «мудрец (из племени) шакья»], известен также как Сиддхартха (собственное имя) и Гаутама (родовое имя), в буддийской мифологии последний земной будда, ...
подробнее

Амимона

           Амимона - в греческой мифологии одна из пятидесяти дочерей аргосского царя Даная. Посейдон, разгневавшись на аргоссцев, объявивших свою землю принадлежащей не ему, а Гере, лишил ...
подробнее

Филомела

Филомела -  в греческой мифологии дочь афинского царя Пандиона, сестра Прокны. Муж Прокны Терей совершил над ней насилие и, чтобы никто не узнал об этом преступлении, приказал вырвать у Филомелы ...
подробнее

Кефал

Кефал, в греческой мифологии потомок Девкалиона (вариант: сын Гермеса, Apollod. Ill 14, 3), муж Прокриды, дочери царя Эрехфея. Прокрида изменила Кефалу с Птелеонтом, соблазнившись золотым венцом, ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru