Иосиф

Источник: http://myfhology.narod.ru

      Иосиф Обручник, в христианских представлениях юридический супруг Марии и хранитель её девственности, юридический отец, кормилец и воспитатель Иисуса Христа в его детские и отроческие годы. Евангельское повествование сообщает, что он был прямым потомком династии Давида (Матф. 1, 1-16; Лук. 3, 23-38), однако вёл жизнь простого ремесленника (Матф. 13, 55; греч. может означать и «плотник», и «столяр», и «каменщик») и был беден (это вытекает из того, что, согласно Лук. 2, 24, Мария принесла в жертву за очищение после родов двух голубок, что было разрешено беднякам; ср. Лев. 12, 7- 8). Будучи связан родовой традицией с Вифлеемом в Иудее (Лук. 2, 4), он проживал, однако, в галилейском городке Назарете (Матф. 2, 23; Лук. 2, 4; 2, 39; 2, 51). Образ его поведения характеризуется словом «праведник» (Матф. 1, 19, как передача евр. zaddiq). Из соединения традиционалистского семейного аристократизма, трудовой бедности и кроткой праведности слагается облик Иосифа. По раннехристианскому преданию (зафиксированному в апокрифе «Книга о рождестве Марии», возникшему ок. 200, по-видимому, в Египте, и получившему впоследствии название «Первоевангелие Иакова Младшего»), Иосиф был избран священниками иерусалимского храма для того, чтобы хранить посвящённую богу девственность Марии, когда по достижении совершеннолетия (12 лет) её дальнейшая жизнь девственницы в храме стала невозможной по ритуальным причинам. Избрание Иосифа среди других претендентов совершается по чудесному знамению (голубица, вылетающая из посоха; ср. ветхозаветный мотив расцветшего жезла Аарона, Чис. 17, 8).
Сам по себе момент обручения как таковой лишь на католическом западе составил особую тему для мистической литературы, культа (напр., местное почитание обручального кольца Марии в Перудже) и живописи (Рафаэль и др.). Это связано с тонким различием в интерпретации брака Марии и Иосифа в православной и католической традициях. Обе исходят из безусловной полноты физической и духовной девственности Марии до и после рождения Иисуса; первая делает из этой предпосылки вывод, что имела место лишь условная видимость брака, назначенная укрыть от людей (и, возможно, бесов) тайну девственного зачатия, и за пределами этого назначения едва ли имеющая какой-либо смысл, так что Мария постоянно именуется у православных авторов «неискусобрачной» (греч.«не испытавшая брака»); вторая, напротив, настаивает на том, что брак Марии и Иосифа, будучи абсолютно свободен от всякого плотского элемента, является мистической реальностью особого порядка, как брак не «во едину плоть», но «во единый дух и во едину веру» (как писал в нач. 12 в. схоласт Руперт из Дейца), так что Иосиф - действительно супруг девы Марии и в своём отношении к Христу причастен отцовству «отца небесного» как его земной «образ».
К моменту обручения обычно в соответствии с апокрифической традицией Иосиф представляли себе вдовцом очень преклонного возраста, отцом нескольких детей [упоминаемых в евангельском повествовании «братьев Иисуса» (Матф. 13, 55; Мк. 6, 3), которых, впрочем, иногда отождествляют с детьми Клеопы (Ио. 19, 25)], избранным для пребывания подле Марии отчасти и за свою почтенно-безгрешную старость (эти представления широко повлияли на иконографию). Но в католической мистике к 15 в. (особенно круг французского религиозного мыслителя Ж. Герсона) возрождается намеченное у некоторых латинских отцов церкви представление о Иосифе как девственнике, и тогда ничто не мешало изображать его молодым (как у Рафаэля «Обручение Марии»).
В евангельском повествовании рассказывается, что когда Иосиф узнал о беременности Марии, он был смущён, но по своей «праведности» намеревался расстаться с ней тихо, без огласки (Матф. 1, 18-19). Однако явившийся ему во сне ангел возвестил (называя его «сыном Давидовым» и тем самым напоминая о мессианских обетованиях его роду), что ожидаемый Марией младенец от духа святого, что его должно будет назвать Иисусом, «ибо он спасёт людей своих от грехов их» (Матф. 1, 21), и что его девственное зачатие есть исполнение пророчества Исаии (Ис. 7, 14): «се, дева во чреве зачнёт и родит сына...» (Матф. 1, 20-23). Иосиф оказывает этим словам безусловное послушание. Затем именно ему вторично является во сне ангел, чтобы предупредить об угрозе со стороны Ирода жизни младенца и повелеть бегство в Египет (Матф. 2, 13). Третье видение ангела, тоже во сне, извещает Иосифа о смерти Ирода и возможности возвращаться «в землю Израилеву» (Матф. 2, 19- 20). В последний раз Иосиф появляется в евангельском повествовании о пасхальном паломничестве в Иерусалим Иосифа, Марии и достигшего религиозного совершеннолетия (12 лет) Иисуса Христа. О смерти Иосифа не упоминается в евангелиях; очевидно, однако, что она предполагалась ранее конца земной жизни Христа (в противном случае не имело бы смысла поручение Марии заботам Иоанна Богослова, Ио. 19, 26-27). В апокрифе «История о Иосифе Плотнике» (возникшем в Египте на рубеже 3 и 4 вв.) рассказывается, что Иосиф скончался в возрасте 111 лет, предварительно совершив паломничество в Иерусалим для испрашивания помощи архангела  Михаила в свой смертный час. Христос обещал, что тело Иосифа не истлеет до «1000-летней трапезы»; в некоторых изводах этого апокрифа погребение Иосифа совершается ангелами.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Акрисий

          Акрисий -  в греческой мифологии царь Аргоса, сын Абанта, внук Линкея и Гипермнестры. Акрисий и его брат — близнец Пройт, враждовали ещё в чреве матери. Возмужав, они стали бороться за власть. Акрисий правил в Аргосе, Пройт же отправился сначала в Линию, затем завладел Тиринфом. Акрисию было предсказано, что он погибнет от руки сына своей дочери. Тогда он запер свою дочь Данаю в медный терем, но Зевс проник туда в виде золотого дождя, что и привел ...
подробнее

Ипполит

Ипполит, в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и царицы амазонок Антиопы (варианты: Ипполиты или Меланиппы). Ипполит презирал любовь и славился как охотник и почитатель богини девы-охотницы Артемиды, за что испытал на себе гнев Афродиты, внушившей его мачехе Федре преступную любовь к Ипполиту. Отвергнутая Ипполитом, Федра оклеветала его перед отцом, обвинив пасынка в предсмертной записке в насилии и затем покончила с собой. Тесей проклял сына, призвав гнев Посейдона ...
подробнее

Гулльвейг

Гулльвейг (др.-исл. Gullveig, повидимому, «сила золота»), в скандинавской мифологии злая колдунья — Хейд (др.-исл. Heiur, «ведьма») знающая сейдр (колдовство ванов и посланная ванами во вред асам, асы забили её копьями, трижды сжигали, но она живёт и поныне («Старшая Эдда», «Прорицание вёльвы». Здесь можно видеть ритуальные жертвоприношения, а возможно и символику обработки руды. Приход Гулльвейг к асам послужил поводом к началу ...
подробнее

Диомед

Диомед, в греческой мифологии:  1) царь Фракии, сын Ареса, кормивший своих коней мясом захваченных чужеземцев. Геракл одолел Диомеда и бросил его на съедение коням-людоедам, которых потом привёл к царю Эврисфею;  2) сын этолийского царя Тидея и дочери Адраста   Деипилы. Вместе с Адрастом принимает участие в походе и разорении Фив. Как один из женихов Елены Диомед сражается впоследствии под Троей, возглавляя ополчение на 80 кораблях. В доспехах, ...
подробнее

Махди

Махди, в мусульманской мифологии «ведомый» (аллахом) человек, обновитель веры накануне страшного суда, своего рода мессия. Мусульманская традиция утверждала, что Махди, происходящий от потомков Мухаммада, появится за несколько лет до страшного суда, когда вся земля будет наполнена злом и неверием. Он убьёт Даджжала (в некоторых версиях эта роль отводилась Исе) и установит на земле царство справедливости, силой вернёт людей на путь аллаха, возродит общину, живущую по законам ислама. Его короткое царс ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru