Искандар

Источник: http://myfhology.narod.ru

      Искандар (фарси), в иранской мифологии и эпосе образ великого полководца Александра Македонского (4 в. до н. э.). В «Бундахишне» Александр Македонский - дерзкий завоеватель, узурпатор, уничтоживший святыню иранцев «Авесту»: «во время правления Дара, сына Дара (Дария Кодомана), кесарь Александр примчался из Рума и пришёл в Эраншахр. Он убил царя Дара, разгромил всех правителей, жрецов и достойных людей Эраншахра. Он потушил много огней. Занд маздаяснийской веры он захватил, послал в Рум, «Авесту» сжёг и Эраншахр разделил на 90 мелких владений».
Позже, с распространением ислама и превращением его в господствующую религию, легенды иранских народов превратили Александра Македонского в идеализированный персонаж. Классическая литература на фарси (Фирдоуси, Низами, Джами и др.) изображает его справедливым шахом иранской крови.
В «Шахнаме» Фирдоуси Искандар рождён иранской матерью царственного рода, как законный престолонаследник, он приходит в Иран и побеждает царствующего Дара, сына Дараба. Вельможи Дара сами убивают своего погрязшего в грехах царя. Устанавливается 14-летнее царствование последнего Кейянида Искандара (см. Кейяниды). Приводится ряд сказочных эпизодов с Искандаром, напоминающих эпизоды популярного в древности романа Псевдо-Каллисфена об Александре Македонском,- походы в Индию, поиски живой воды, построение вала против диких народов - Йаджудж и Маджудж.
С Искандаром связаны сюжеты социальной утопии (счастливое царство на земле), обработанные Фирдоуси в «Шахнаме», Низами в «Искандарнаме» (12 в.), Джами (15 в.) в поэме «Хирадномаи Искандари».
Фирдоуси описывает поход Искандара в страну брахманов - Индию, где Искандар вступает в беседу с брахманами и они излагают ему идеи справедливости и равенства людей. Низами даёт картину «счастливой страны свободы и равенства на Севере». Искандар посещает и эту страну. 

Отзывы

Оставить свой отзыв

23 февраля 2014 Людмила Максимчук
Людмила Максимчук,
поэтесса, писательница, художница,
Член Союза писателей России,
Московской городской организации

E–mail: ludmila@maksimchuk.ru
Персональный сайт: http://www.maksimchuk.ru/
* * *
На все управа есть. Над всем найдется власть:
Над малым, над большим и – над великим.
Расправиться – что яблоку упасть
С ветвей звенящих к травам безъязыким.

Такие глыбы обращались в тлен,
Такие родники пересыхали;
С рабов, не поднимавшихся с колен,
И с падишахов – головы слетали,

Как те же яблоки с высоких крон –
Плоды талантов и благодеяний.
Любой порыв заране обречен
На неизбежность разочарований.

Железы, дерева и письмена
В ничтожные пылинки обращались…
А думалось: не тронут времена
Хотя бы МЫСЛЬ, хотя бы ИМЕНА,
Которые великими казались...

Апрель 1993 г.

Все отзывы (1)

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Меланиппа

Меланиппа, в греческой мифологии:  1) дочь Десмонта или Эола (сына Эллина), внучка кентавра   Хирона, возлюбленная Посейдона, которому родила двух близнецов Беота и Эола (вариант: Меланиппа - ...
подробнее

Урызмаг

Урызмаг, Уразмёг, герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат Хамыца. Отцом Урызмага был Ахсартаг, матерью - Дзерасса. Когда Урызмаг возмужал, он женился на красавице Эльде из рода Алагата...
подробнее

Хусрава

Хусрава, Хосрава, Кави Хосрава (авест.), Кай Хусроу (фарси), герой иранского эпоса, сын Сйаваршана, царь из династии Кейянидов. Судя по древним фрагментам «Авесты», образ Хусравы индоиранского ...
подробнее

Пеласг

Пеласг, Пелазг, в греческой мифологии эпоним пеласгов (древнейшего населения Греции), рождён землёй (Hes. frg. 160); вариант мифа: сын Зевса и Ниобы, брат Аргоса (Apollod. II 1, 1), отец царя ...
подробнее

Лиздейка

Лиздейка, Лиздейко, в литовской мифологии основатель жреческой традиции в Вильнюсе. Легенда об основании Вильнюса князем Гедимином (нач. 14 в.), дошедшая в поздних и сильно романтизированных ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru