Исфандшер

Источник: http://myfhology.narod.ru

      Исфандияр (фарси), в иранской мифологии герой, борец за утверждение веры Заратуштры. Образ Исфандияра восходит к авестийскому герою Спентодата (пехл. Спентадат, Испандат, Спанддат - в поэме на средне-иранском языке «Иадгар Зареран»). Исторический Исфандияр - представитель древней бактрийской династии, утвердившей веру Заратуштры в последние века до н. э. В «Иадгар Зареран» Исфандияр - брат царя Виштаспы (Гуштаспа). С его помощью Бастварай побеждает хионитов и всех их избивает. Исфандияр.-Спанддат захватывает в плен их предводителя, царя Арджаспа. В «Шахнаме» Исфандияр главный предводитель иранцев в борьбе против туранцев, напавших на Иран, сын Гуштаспа и Китаюн; после того как туранцы убили иранского военачальника Зарера, мстителем выступает не сын Зарера Бастварай, а Исфандияр. Разгромив туранцев, Исфандияр распространяет веру Зардушта (Заратуштры) также и в Туране. Завистник Гуразм, один из вельмож Гуштаспа, клевещет на Исфандияра, будто он хочет узурпировать трон отца. Гуштасп велит заковать сына в цепи в далёком замке Гумбадан. Арджасп, воспользовавшись заточением Исфандияра и отсутствием Гуштаспа, нападает на столицу Ирана Балх, убивает престарелого царя Лухраспа (отца Гуштаспа) и уводит в плен двух дочерей Гуштаспа. Гуштасп идёт в бой, но терпит поражение; в бою гибнут его младшие сыновья. По совету мудреца Джамаспа Гуштасп решает освободить Исфандияра. Вначале Исфандияр не соглашается вступить в бой, но, узнав о гибели своего деда Лухраспа и братьев, рвёт свои оковы, мчится на бой с туранцами и разбивает их. Гуштасп обещает ему трон и посылает против Арджаспа, скрывшегося в Медном аамке, к которому ведут три дороги - трёхмесячная, двухмесячная и самая короткая, но опасная дорога в семь дневных переходов. Избрав последнюю, Исфандияр на каждом из переходов совершает подвиги (ср. семь подвигов Рустама): убивает двух рогатых волков, двух львов, дракона-аждахара, колдунью, злую птицу симург, преодолевает снежный буран и, переправившись через бурную реку, убивает злодея Гургсара. Исфандияр и часть воинов спрятались в сундуки, которые везут переодетые в купцов другие его воины; так Исфандияр проникает в замок. Во время пира Исфандияр бросается ко дворцу Арджаспа, а воины во главе с братом Исфандияра Пашутаном, находившиеся в засаде, нападают на замок. Туранцы и сам Арджасп гибнут от рук воинов Исфандияра. Медный замок уничтожен. Исфандияр возвращается к отцу, но коварный Гуштасп предлагает ему (в качестве предварительного условия для получения престола) привести на поклон Рустама со связанными в знак покорности руками. Рустам (как Гуштасп и предполагал) не соглашается на это и вопреки желанию Исфандияр вступает с ним в единоборство. От своего отца, наученного вещей птицей симург, Рустам узнаёт, что единственным уязвимым местом «бронзотелого» богатыря Исфандияра является его глаз. Он целится, попадает в глаз Исфандияру отравленной стрелой из тамарискового дерева (с которым связана судьба Исфандияра) и убивает его. 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Перибея

Перибея, в греческой мифологии:  1) дочь царя гигантов Эвримедонта, возлюбленная Посейдона, родившая от него сына Навсифоя, первого царя феаков  2) дочь Гиппоноя, ставшая второй женой ...
подробнее

Ерш Ершович

Ерш Ершович - герой русской народной бытовой сказки. Если читать подряд повести о Фроле Скобееве и о Ерше Ершовиче, то бросается в глаза необыкновенная близость двух героев — хотя один из них ...
подробнее

Хуан-ди

Хуан-ди («жёлтый предок», «жёлтый государь», «жёлтый император»), в древнекитайской мифологии культурный герой. Возможно, что Хуан-ди как «жёлтый государь» есть относительно более поздняя ...
подробнее

Лай

Лай, Лаий (Лаюс), в греческой мифологии фиванский царь, сын Лабдака, отец Эдипа. Лабдак погиб, не успев вырастить наследника (Лаю было всего год). Власть в Фивах на время перешла в чужие руки, а ...
подробнее

Деифоб

Деифоб, в греческой мифологии сын Приама и Гекубы, любимый брат Гектора [поэтому Афина принимала образ Деифоба, чтобы побудить Гектора к единоборству с Ахиллом (Hom. Il. XXII 222-246, 294-300)]...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru