Исфандшер

Источник: http://myfhology.narod.ru

      Исфандияр (фарси), в иранской мифологии герой, борец за утверждение веры Заратуштры. Образ Исфандияра восходит к авестийскому герою Спентодата (пехл. Спентадат, Испандат, Спанддат - в поэме на средне-иранском языке «Иадгар Зареран»). Исторический Исфандияр - представитель древней бактрийской династии, утвердившей веру Заратуштры в последние века до н. э. В «Иадгар Зареран» Исфандияр - брат царя Виштаспы (Гуштаспа). С его помощью Бастварай побеждает хионитов и всех их избивает. Исфандияр.-Спанддат захватывает в плен их предводителя, царя Арджаспа. В «Шахнаме» Исфандияр главный предводитель иранцев в борьбе против туранцев, напавших на Иран, сын Гуштаспа и Китаюн; после того как туранцы убили иранского военачальника Зарера, мстителем выступает не сын Зарера Бастварай, а Исфандияр. Разгромив туранцев, Исфандияр распространяет веру Зардушта (Заратуштры) также и в Туране. Завистник Гуразм, один из вельмож Гуштаспа, клевещет на Исфандияра, будто он хочет узурпировать трон отца. Гуштасп велит заковать сына в цепи в далёком замке Гумбадан. Арджасп, воспользовавшись заточением Исфандияра и отсутствием Гуштаспа, нападает на столицу Ирана Балх, убивает престарелого царя Лухраспа (отца Гуштаспа) и уводит в плен двух дочерей Гуштаспа. Гуштасп идёт в бой, но терпит поражение; в бою гибнут его младшие сыновья. По совету мудреца Джамаспа Гуштасп решает освободить Исфандияра. Вначале Исфандияр не соглашается вступить в бой, но, узнав о гибели своего деда Лухраспа и братьев, рвёт свои оковы, мчится на бой с туранцами и разбивает их. Гуштасп обещает ему трон и посылает против Арджаспа, скрывшегося в Медном аамке, к которому ведут три дороги - трёхмесячная, двухмесячная и самая короткая, но опасная дорога в семь дневных переходов. Избрав последнюю, Исфандияр на каждом из переходов совершает подвиги (ср. семь подвигов Рустама): убивает двух рогатых волков, двух львов, дракона-аждахара, колдунью, злую птицу симург, преодолевает снежный буран и, переправившись через бурную реку, убивает злодея Гургсара. Исфандияр и часть воинов спрятались в сундуки, которые везут переодетые в купцов другие его воины; так Исфандияр проникает в замок. Во время пира Исфандияр бросается ко дворцу Арджаспа, а воины во главе с братом Исфандияра Пашутаном, находившиеся в засаде, нападают на замок. Туранцы и сам Арджасп гибнут от рук воинов Исфандияра. Медный замок уничтожен. Исфандияр возвращается к отцу, но коварный Гуштасп предлагает ему (в качестве предварительного условия для получения престола) привести на поклон Рустама со связанными в знак покорности руками. Рустам (как Гуштасп и предполагал) не соглашается на это и вопреки желанию Исфандияр вступает с ним в единоборство. От своего отца, наученного вещей птицей симург, Рустам узнаёт, что единственным уязвимым местом «бронзотелого» богатыря Исфандияра является его глаз. Он целится, попадает в глаз Исфандияру отравленной стрелой из тамарискового дерева (с которым связана судьба Исфандияра) и убивает его. 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Парикшит

Парикшит (др.-инд. Pariksit), легендарный древнеиндийский царь, упоминаемый впервые в «Атхарваведе» (XX 127) и брахманах. В «Махабхарате» Парикшит- внук Арджуны. Ещё в чреве матери Парикшит был убит Ашваттхаманом вскоре после битвы на Курукшетре, но его возродил к жизни Кришна. Когда Юдхиштхира удалился от мирской жизни, Парикшит унаследовал от него трон в Хастинапуре («Махабхарата»). Согласно пуранам, с царствования Парикшита начинается последний ...
подробнее

Агасфер

                  АГАСФЕР -  «Вечный жид», персонаж христианской легенды позднего западноевропейского средневековья. Имя Агасфер — стилизованное библейское имя, произвольно заимствовано из ветхозаветной легенды об Эсфири (где  передаётся имя персидского царя Ксеркса); в более ранних версиях легенды встречаются и другие имена — Эспера-Диос («надейся на бога»),   Бутадеус   («ударивший   бога»), Картафил. Согласно легенде, Агасфер во время стра ...
подробнее

Манто

 Манто, в греческой мифологии дочь слепого фиванского прорицателя Тиресия, его поводырь, сообщавшая ему о различных приметах. Манто сама обладала пророческими способностями и после смерти отца и взятия Фив эпигонами (детьми павших вождей в войне семерых против Фив) была отправлена ими в Дельфы, где получила указание оракула переселиться в Малую Азию и основать там город Кларос. Сыном Манто был прорицатель Мопс, соперничавший с Калхантом. Имя Манто греки сближали с греч. корнем обозначающим «яснов ...
подробнее

Боян

               Боян - Об этом легендарном древнерусском певце и слагателе песен поведал нам автор «Слова о полку Игореве». Изображая людей или описывая события, автор «Слова» часто прибегал к иносказаниям, пользовался символами и метафорическим языком, так что его описания для нас полны различных загадок. Немало загадочного и в личности Бояна. Эпитет «вещий» относит нас к тем временам, когда певца-поэта считали наделенным особой мудростью, тайными знаниями и способность ...
подробнее

Алкмеон

     Алкмеон -  в  греческой мифологии сын Амфиарая и Эрифилы, предводитель похода эпигонов. Вынужденный принять участие в походе семерых против Фив из-за предательства подкупленной Полиником Эрифилы, Амфиарай, погибая, завещал Алкмеону возглавить войско эпигонов не раньше, чем он отомстит за него матери; поэтому Алкмеон, достигнув зрелости, убил Эрифилу, но затем впал в безумие, от которого был исцелён богами. Эта древнейшая версия мифа составляла, очевидно, содержание несохранившейся э ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru