Ифигения,
в греческой мифологии дочь Агамемнона
и Клитеместры. Когда греческий флот,
направлявшийся под Трою, задержался
в беотийской гавани Авлиде из-за отсутствия попутного ветра, жрец Калхант
объявил, что богиня Артемида
гневается на греков за оскорбление, нанесённое ей Агамемноном, и требует
принести ей в жертву Ифигению. Уступая настойчивым требованиям ахейского
войска и главным образом Одиссея и Менелая,
Агамемнон вызвал Ифигению в Авлиду под предлогом её бракосочетания с Ахиллом;
в момент жертвоприношения Ифигения была похищена с алтаря Артемидой, заменившей
её ланью; по другой версии - медведицей или тёлкой (возможно, с этого момента
место Ифигении среди дочерей Агамемнона занимает Ифианасса, Hom. II IX
145). Сама же Ифигения была перенесена богиней в Тавриду и сделана жрицей
в её храме. Здесь она должна была приносить в жертву всех попавших в эти
края чужеземцев. От руки Ифигении чуть было не погиб её брат Орест,
прибывший в Тавриду по велению Аполлона
для того, чтобы вернуть в Элладу деревянный кумир Артемиды. Но брат и сестра
узнали друг друга, и Ифигения спасла Ореста; они вместе возвратились в
Грецию. Ифигения продолжала служить Артемиде в её храме в аттическом поселении
Бравроне. Здесь уже в историческое время показывали могилу Ифигении, а
в соседнем селении Галах Арафенидских и других местах деревянную статую
Артемиды, доставленную якобы из Тавриды. Таким образом сводились воедино
данные культа и мифа об Ифигении, сложившегося в Греции на протяжении 7-
б вв. до н. э. и распространившегося далеко за её пределами [Геродот (IV
103), сообщая о существующем у скифов в Тавриде культе богини Девы (местная
параллель греческой Артемиды), добавляет, что они называют эту богиню Ифигенией
дочерью Агамемнона. Согласно Павсанию (II 35, 2), Артемида иногда носила
прозвище И.].
В мифе об Ифигении отразились напластования различных периодов общественного
сознания и стадий развития греческой религии. Культы Ифигении в Бравроне
и Мегаре, а также отождествление её то с Артемидой, то с Гекатой
свидетельствуют, что Ифигения была некогда местным божеством, чьи функции
затем были переданы Артемиде. В чудесной замене Ифигении на жертвенном
алтаре животным сохраняется воспонимание о первоначальных людских жертвоприношениях,
которые были обычными в эпоху первобытной дикости, но затем стали восприниматься
как отвратительная жестокость, недостойная греков и оттеснённая на периферию
«варварского» мира. При этом выбор животных, заменяющих человека в жертвоприношении
Артемиде, указывает на древнейшую зооморфную стадию в представлениях о
божестве: почитаемая первоначально в облике лани или медведицы богиня Артемида
затем охотнее всего принимает в жертву именно этих животных.
Миф о принесении в жертву Ифигении впервые получил отражение у Гесиода
(«Каталог женщин», фрагмент 23а, 17-26) и в эпической поэме «Киприи» (7
в. до н. э.), затем - в хоровой лирике (Стесихор, Пиндар) и у афинских
драматургов 5 в. до н. э. От трагедий «Ифигения» Эсхила и «Ифигения» Софокла
дошли незначительные фрагменты; целиком сохранились «Ифигения в Авлиде»
и «Ифигения в Тавриде» Еврипида. Использованный в последней из них миф
о возвращении Ифигении из Тавриды получил обработку также в не дошедших
до нас трагедиях Софокла «Хрис» и «Алет». Материал греческих авторов был
положен в основу произведений римских трагиков: Энния («И. в Авлиде»),
Невия («Ифигения»), Пакувия («Хрис»), Акция («Агамемнониды» по «Алету»
Софокла). В римской поэзии жертвоприношение И. послужило Лукрецию для изобличения
жестокости религии (Lucr. I 82-101); краткое изложение всего эпизода у
Овидия (Met. XII 24-36).
Миф об И. неоднократно находил воплощение в изобразительном искусстве
античности - в живописи (ряд помпейских фресок), пластике (рельефы этрусских
и римских саркофагов и др.), вазописи, мозаике, произведениях торевтики.
Характерно, что на многих произведениях античного искусства (рельеф «Алтаря
Клеомена», фреска из дома Трагического поэта в Помпеях и др.) отец И. Агамемнон
в сцене жертвоприношения изображён с лицом, скрытым под плащом (изображение
искажённого страданием лица противоречило бы принципам античной эстетики).
В античных произведениях (рельеф Веймарского саркофага, ряд апулийских
амфор и др.) изображалась также сцена узнавания И. Ореста, прибывшего в
Тавриду.
В кон. 16 - сер. 18 вв. было создано около 100 произведений на сюжет
«жертвоприношение И.», в числе которых рисунок Аннибале Карраччи, фреска
Доменикино, картина И. Ф. Ротмайра, фреска и несколько картин Дж. Б. Тьеполо.
В 19 в. к мифу обращаются В. Каульбах, А. Фейербах, В. А. Серов и др.
Отзывы
Читайте также:
Бастварай
БАСТВАРАЙ, в иранской мифологии (в «Авесте») сын Зариварая, в эпосе на среднеперсидском — Баствар (Бастур, Настур), сын Зарера. Когда после гибели Зарера в бою Виштасп (см... подробнее
Кефей (Цефей)
см. созвездие Кефея (Цефея)
Кефей,
Цефей, в греческой мифологии:
1) эфиопский царь, сын Бела, супруг Кассиопеи,
отец Андромеды. По решению Афины,
после спасения Андромеды Персеем, Кефей ... подробнее
Рес
Рес, в греческой мифологии фракийский царь, союзник троянцев. Рес на
десятом году войны прибывает в троянский лагерь и в первую же ночь становится
жертвой Диомеда и Одиссея
(которые нападают на ... подробнее
Бефана
Бефана (итал «богоявление»), в низшей мифологии (у итальянцев) мифологический
персонаж, бродящий по земле с 1 по 6 января (праздник богоявления) в облике
страшной старухи. Иногда ... подробнее
Гейрред
Гейрред в скандинавской мифологии:
1) один из великанов - противников
Тора (изложение мифа см. в ст. Тор);
2) конунг, который по наущению жены Одина
Фригг (покровительницы Агнара,
брата ... подробнее