Калевипоэг, в эстонской мифологии богатырь. Он является сыном
богатыря Калева. Первоначальный образ Калевипоэга - великан,
с деятельностью которого связывались особенности географического рельефа:
скопления камней, набросанных Калевипоэгом; равнины - места, где он скосил
лес, гряды холмов - следы пахоты Калевипоэга, озёра - колодцы Калевипоэга,
древние городища - ложа великана и т. п. Существовали поверья о болотной
траве, как о волосах Калевипоэга, чертополохе, выросшем из капель пота,
и др. Калевипоэг состязается с ванапаганом
(мечет в него камни) или Тыллом в метании камней, на которых остаются отпечатки
его рук или ног (петроглифы: им приписываются магические свойства; сходные
представления связаны с калеванпойками - великанами в финской мифологии).
Огромные камни считаются оселками Калевипоэга.
Калевипоэг - борец с нечистой силой (с ванапаганами), иногда - с притеснителями
народа (бросает камни в усадьбу злого помещика и т. п.), реже - с иноземными
врагами. Необычайной силе его посвящено предание о кольце девы Ильманейтси,
которое та обронила в колодец: Калевипоэг спускается за кольцом, а ванапаганы
скатывают в колодец жёрнов; но герой возвращается с жёрновом, который он
принял за кольцо, на пальце. В другом мифе Калевипоэг отбивается от ванапаганов
досками, и те ломаются в борьбе; ёж подаёт Калевипоэгу совет бить ребром
доски, за что получает от героя колючую шубку. В народных сказаниях сохранились
две версии о гибели Калевипоэга: враги отрубают герою ноги, когда тот спит
или пьёт из реки; превратившийся в богатырского коня ванапаган уносит Калевипоэга
в ад, где он, прикованный к вратам ада, должен сторожить ванапагана, чтобы
тот не вышел из преисподней.
На основе народных преданий и песен Ф. Р. Крейцвальд составил героический
эпос «Калевипоэг» (публикация 1857-61), который оказал значительное влияние
на эстонское народное творчество и национальную литературу.
Омфала, в греческой мифологии царица Лидии, вдова Тмола (сына
Тантала), к которой по приказанию дельфийского
оракула в наказание за убийство
Ифита был отдан в рабство Геракл
на год(вариант: ... подробнее
Арнаваз
Арнаваз (фарси), Арнавак (авест.), в иранской мифологии (в «Авесте») сестра
праведного Пимы и по зороастрийскому
обычаю также его жена. Ею овладевает дракон
Ажи-Дахака,
а затем Арнаваз ... подробнее
Коркут
Коркут, Хорхут, в мифологии казахов первый шаман,
покровитель шаманов и певцов, изобретатель струнного инструмента кобыз.
До принятия ислама Коркут - Божество (на что указывает его связь с ... подробнее
Амимона
Амимона - в греческой мифологии одна из пятидесяти дочерей аргосского царя
Даная.
Посейдон, разгневавшись
на аргоссцев, объявивших свою землю принадлежащей не ему, а Гере,
лишил ... подробнее
Хельги
Хельги (др.-исл. Helgi, «священный», «посвящённый»), герой скандинавской
мифологии и эпоса. Согласно датским преданиям (сохранившим черты наиболее
архаического образа Хельги), Он - отец ... подробнее