Калевипоэг, в эстонской мифологии богатырь. Он является сыном
богатыря Калева. Первоначальный образ Калевипоэга - великан,
с деятельностью которого связывались особенности географического рельефа:
скопления камней, набросанных Калевипоэгом; равнины - места, где он скосил
лес, гряды холмов - следы пахоты Калевипоэга, озёра - колодцы Калевипоэга,
древние городища - ложа великана и т. п. Существовали поверья о болотной
траве, как о волосах Калевипоэга, чертополохе, выросшем из капель пота,
и др. Калевипоэг состязается с ванапаганом
(мечет в него камни) или Тыллом в метании камней, на которых остаются отпечатки
его рук или ног (петроглифы: им приписываются магические свойства; сходные
представления связаны с калеванпойками - великанами в финской мифологии).
Огромные камни считаются оселками Калевипоэга.
Калевипоэг - борец с нечистой силой (с ванапаганами), иногда - с притеснителями
народа (бросает камни в усадьбу злого помещика и т. п.), реже - с иноземными
врагами. Необычайной силе его посвящено предание о кольце девы Ильманейтси,
которое та обронила в колодец: Калевипоэг спускается за кольцом, а ванапаганы
скатывают в колодец жёрнов; но герой возвращается с жёрновом, который он
принял за кольцо, на пальце. В другом мифе Калевипоэг отбивается от ванапаганов
досками, и те ломаются в борьбе; ёж подаёт Калевипоэгу совет бить ребром
доски, за что получает от героя колючую шубку. В народных сказаниях сохранились
две версии о гибели Калевипоэга: враги отрубают герою ноги, когда тот спит
или пьёт из реки; превратившийся в богатырского коня ванапаган уносит Калевипоэга
в ад, где он, прикованный к вратам ада, должен сторожить ванапагана, чтобы
тот не вышел из преисподней.
На основе народных преданий и песен Ф. Р. Крейцвальд составил героический
эпос «Калевипоэг» (публикация 1857-61), который оказал значительное влияние
на эстонское народное творчество и национальную литературу.
Дюк Степанович - герой русских быличек, не смотря на то что имя
этого богатыря не совсем русское он считается популярным славянским персонажем.
Ученые связывают его имя с латинским Лих, итальянским Лика — в значениях
«герцог», «воевода», с украинским дюк — «богач».
В некоторых версиях былины Дюк предстает как чужеземец. Он приезжает
в Киев из дальней страны — «из Карелы упрямыя» или «из Индии богатая».
По-видимому, тексты Древней Руси называли родиной Дюка Галиц ... подробнее
Меланф
Меланф, Мелант , в греческой мифологии царь Мессены, сын Андропомпа,
отец Кодра. Был изгнан из Мессены Гераклидами.
Бежал в Пилос, потом по совету оракула отправился в Аттику, где участвовал
в борьбе против беотийцев. Меланф вызвал на бой царя беотийцев Ксанфа.
Во время поединка за спиной Ксанфа появился Дионис
в козлиной шкуре; Меланф стал укорять Ксанфа, что он бьётся не один. Изумлённый
Ксанф обернулся, и сразу же был убит Меланфом. За то, что Меланф спас Аттику
от нашествия беотийцев, он был избран ... подробнее
Маричи
Маричи .др.-инд. букв. «мерцающий огонёк», «луч света»), в древнеиндийской
мифологии первый из десяти мудрецов Праджапати,
праотцев человеческого рода; один из семи риши;
вождь марутов. Маричи - старший сын Брахмы (из его души или
плеча) или Сваямбху, или Ману Хайраньягарбха. Он же отец Кашьяпы. В эпосе
известны и другие родственные связи Маричи. Этим именем у индийцев называется
звезда из созвездия Большой Медведицы.
подробнее
Аргонавты
АРГОНАВТЫ (букв. «плывущие на „Арго"»), в греческой мифологии участники плавания на корабле «Арго» за золотым руном в страну Эю (или Колхиду). Наиболее подробно о путешествии Аргонавтов рассказывается в поэме Аполлония Родосского «Аргонавтика». Пелий, брат Эсона, царя Иолка в Фессалии, получил два предсказания оракула: согласно одному, ему суждено погибнуть от руки члена его рода Эолидов, согласно другому, он должен остерегаться человека, обутого на одну ногу. Пелий ... подробнее
Манас
Манас, мифо-эпический герой киргизов, центральный персонаж одноимённого
эпоса, богатырь, совершающий во главе дружины из 40 витязей (кырк чоро)
подвиги в борьбе с врагами. Его образ имеет много мифологических черт.
Необыкновенный мальчик-богатырь Манас рождается по молитве престарелой
бездетной четы Джакыпа и Чийырды, стыдящихся своего бесплодия
(популярный мифологический мотив чудесного рождения). Рождению богатыря
предшествуют чудесные предзнаменования и сны, неестественно тяжёлые и продо ... подробнее