Каюмарс

Источник: http://myfhology.narod.ru

      Каюмарс (фарси), Гайа Мартан (авест.), Гайомарт (ср.-иран.), в иранской мифологии первочеловек, позже первый царь из династии Пишдадидов. По одной из мифологических версий о Каюмарсе, переданных Бируни, Ормузд, одолевая Ахримана, начал потеть, и из капель пота на лбу уродился Каюмарс, который одолел Ахримана и стал разъезжать на нём верхом. У ворот ада Каюмарс испугался, тогда Ахриман сбросил его с себя и сожрал. Но перед гибелью Каюмарс успел пустить своё семя, от которого произросла первая человеческая пара. По другой версии, Каюмарс пробыл в раю 3000 лет. Затем он опустился на землю, где прожил ещё 3000 лет, пока не появилось зло в образе Ахримана (см. Иранская мифология). Сын Ахримана Хазура напал на Каюмарса и был им убит. Тогда Ахриман убил Каюмарса, но из ребра последнего упали две капли, и из них выросло два куста ревас (возможно, ревеня). В начале десятого месяца на кустах появились почки, которые соединились, и это была первая человеческая пара. Пятьдесят лет они прожили, пока их не соблазнил Ахриман, явившийся им в облике старца: они поели фруктов, совокупились и породили людские поколения.
Миф о происхождении первой человеческой пары из семени Каюмарса (Гайомарта) передан в «Бундахишне». Здесь семя Каюмарса, оставленное им при своей смерти, тоже порождает сначала растительные формы (куст ревеня), а затем формы человеческие в облике Машйа и Машйаны (см. Мартйа и Мартианаг). В «Бундахишне» описывается «грехопадение» первых людей: они признали не только Ормузда, но и Ахримана (т. е. познали добро и зло), у них появилась жадность к еде. Затем люди нашли в земле железо, развели огонь и, наконец, родили семь пар детей, испытав радость совокупления, после первых начальных пятидесяти лет неведения.
Образ первочеловека-первовождя К. (Гайомарта) сохранился в средневековых народных представлениях. О нём пишут арабоязычные авторы Табари, Масуди, Саалиби и др., Бируни, исторические хроники (Балами), Фирдоуси в «Шахнаме».
В «Шахнаме» Каюмарс рисуется титаном, который вывел людей из тьмы пещер в жилые дома на горах, прообразом градостроителя. Он изображается и первым царём, правившим тридцать лет и давшим людям первозакон. Его сын, светлый душой юный Сиямак, погибает от руки чёрного дэва. Мстителем за смерть отца выступает сын Сиямака Хушанг, который вместе со своим дедом Каюмарсом убивает дэва и восстанавливает царство добра. В книге «Ноурузнома», приписываемой Омару Хайяму, рассказывается, что Каюмарс установил деление солнечного года на двенадцать месяцев и начало летосчисления, после чего прожил сорок лет.
Каюмарс фигурирует во многих таджикских фантастических народных сказках как обладатель огромного бриллианта, хранящегося в заколдованном месте. В Хорезме сохранились легенды о покровителе мясников Джумарткассабе, прототипом которого служил Гайомарт. 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Дашаратха

Дашаратха (др.-инд. Dacaratha), герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата», потомок Солнечной династии в царь Айодхьи, земной отец Рамы в трёх его братьев. Имел трёх жён: Каусалью, Кайкейи и ...
подробнее

Адонис

    
подробнее

Спящие витязи

Спящие витязи - в европейском фольклоре легендарные воины, спящие под холмами и курганами в ожидании своего часа. Среди этих героев Карл Великий и Фридрих Барбаросса. Хольгер Датский и король ...
подробнее

Кави Усан

Кави Усан (авест.), в иранской мифологии и легендарной истории царь династии Кейянидов. Образ восходит к индоиранской эпохе. Кави Усан на вершине мировой горы просит у богини Ардвисуры Анахиты ...
подробнее

Сюй-чжэньцзюнь

Сюй-чжэньцзюнь («истинный государь Сюй», «праведный владыка Сюй»), в китайской даосской мифологии могущественный герой, победитель драконов и усмиритель наводнений. Сюй-чжэньцзюнь, родившийся ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru