Каюмарс (фарси), Гайа Мартан (авест.), Гайомарт
(ср.-иран.), в иранской мифологии первочеловек, позже первый царь из династии
Пишдадидов. По одной из мифологических версий о Каюмарсе,
переданных Бируни, Ормузд,
одолевая Ахримана, начал
потеть, и из капель пота на лбу уродился Каюмарс, который одолел Ахримана
и стал разъезжать на нём верхом. У ворот ада Каюмарс испугался, тогда Ахриман
сбросил его с себя и сожрал. Но перед гибелью Каюмарс успел пустить своё
семя, от которого произросла первая человеческая пара. По другой версии,
Каюмарс пробыл в раю 3000 лет. Затем он опустился на землю, где прожил
ещё 3000 лет, пока не появилось зло в образе Ахримана (см. Иранская
мифология). Сын Ахримана Хазура напал на Каюмарса и был им убит.
Тогда Ахриман убил Каюмарса, но из ребра последнего упали две капли, и
из них выросло два куста ревас (возможно, ревеня). В начале десятого месяца
на кустах появились почки, которые соединились, и это была первая человеческая
пара. Пятьдесят лет они прожили, пока их не соблазнил Ахриман, явившийся
им в облике старца: они поели фруктов, совокупились и породили людские
поколения.
Миф о происхождении первой человеческой пары из семени Каюмарса (Гайомарта)
передан в «Бундахишне». Здесь семя Каюмарса, оставленное им при своей смерти,
тоже порождает сначала растительные формы (куст ревеня), а затем формы
человеческие в облике Машйа и Машйаны (см. Мартйа и Мартианаг). В «Бундахишне»
описывается «грехопадение» первых людей: они признали не только Ормузда,
но и Ахримана (т. е. познали добро и зло), у них появилась жадность к еде.
Затем люди нашли в земле железо, развели огонь и, наконец, родили семь
пар детей, испытав радость совокупления, после первых начальных пятидесяти
лет неведения.
Образ первочеловека-первовождя К. (Гайомарта) сохранился в средневековых
народных представлениях. О нём пишут арабоязычные авторы Табари, Масуди,
Саалиби и др., Бируни, исторические хроники (Балами), Фирдоуси в «Шахнаме».
В «Шахнаме» Каюмарс рисуется титаном, который вывел людей из тьмы пещер
в жилые дома на горах, прообразом градостроителя. Он изображается и первым
царём, правившим тридцать лет и давшим людям первозакон. Его сын, светлый
душой юный Сиямак, погибает от руки чёрного дэва. Мстителем за смерть отца
выступает сын Сиямака Хушанг, который вместе со своим дедом Каюмарсом убивает
дэва
и восстанавливает царство добра. В книге «Ноурузнома», приписываемой Омару
Хайяму, рассказывается, что Каюмарс установил деление солнечного года на
двенадцать месяцев и начало летосчисления, после чего прожил сорок лет.
Каюмарс фигурирует во многих таджикских фантастических народных сказках
как обладатель огромного бриллианта, хранящегося в заколдованном месте.
В Хорезме сохранились легенды о покровителе мясников Джумарткассабе, прототипом
которого служил Гайомарт.
Отзывы
Читайте также:
Дендритида
Елена, в греческой мифологии спартанская царица,
прекраснейшая из женщин. Отцом Елены античная традиция называет Зевса,
матерью - Леду или Немесиду.
В юности Елена была похищена Тесеем и ... подробнее
Дарес
Дарес, Дарет, в греческой мифологии:
1) жрец при храме Гефеста
в Трое, якобы составивший догомеровскую
историю Троянской войны, записанную им на пальмовых листьях;
к ней, по преданию, восходит ... подробнее
Оджуз
Оджуз, Оджиз, в таджикской мифологии старуха-мороз. Семь (иногда меньше)
дней до наступления нового года (ноуруза) назывались днями старухи-Оджуз
или в некоторых районах - «старуха в пещере» ... подробнее
Сасрыква
Сасрыква, главный герой абхазской версии нартского эпоса, наделённый
чертами культурного героя. Сасрыква рождается чудесным образом: пленившийся
красотой Сатаней-Гуаши нартский пастух
(вариант: ... подробнее
Бел
БЕЛ - в греческой мифологии царь Египта, сын Посейдона
и нимфы Ливии,
брат-близнец
Агенора (отца Европы),
отец Эгипта и Даная.
Бел относится к числу персонажей, которые сами не ... подробнее