Керсаспа

Источник: http://myfhology.narod.ru

Керсаспа, в иранской мифологии герой-дэвоборец, из рода Сама, сын Триты, «вооружённый палицей» («Ясна» IX). Имя Керсаспа отражает культ коня (аспа - «конь»). Керсаспа - победитель трёх драконов-дэвов. «Он убил чудовище Срувар, коней глотавшее, людей глотавшее, полное яда», который бил струёй вышиной в сажень. Он победил Гандарва, «стремившегося уничтожить вещественный мир справедливости» с помощью Ардвисуры Анахиты. Дракон Снавидка, рогатый и камнерукий, грозил низвергнуть с небес Ахурамазду, извлечь из преисподней Ангро-Майнью и заставить их обоих везти свою колесницу, но и его одолел Керсаспа. («Яшт» XIX).
По одному из преданий, Керсаспа околдовала пэри Хнантаити («Видевдат» I, XIX) и он заснул вечным сном на восточной окраине Ирана. По другой версии, мёртвым сном уснул Сам, чей образ в пехлевийских сочинениях и в литературе на фарси контаминируется с образом Керсаспы. Но в день страшного суда Керсаспа (или Сам) должен пробудиться и убить Ажи-Дахаку, вырвавшегося из оков.
Первоначально единый образ Керсаспы (по предположению норвежского ираниста А. Кристенсена) раздвоился на образы царя Гаршаспа (в «Шахнаме») и богатыря Гаршаспа (в других источниках). В пехлевийских сказаниях (риваетат) рассказывается, что душа Гаршаспа томится в аду из-за совершённого им преступления: он затушил огонь, нисходивший на хворост под котлом героя, ударом палицы за то, что огонь однажды опоздал. Гаршасп просит простить его, ссылаясь на четыре своих подвига: он убил дракона Аждаха, дэва Гандарба (которому море было по колено, а голова его достигала солнца), усмирил дэва ветров пустыни (Вйавана), заставив его уйти в подземелье; убил птицу Камак, закрывавшую свет солнца и луны. По заступничеству Заратуштры Гаршаспу был прощён его грех. Гаршаспу посвящена поэма на фарси «Гаршаспнаме» (составлена Асади Туси в 1006), где он изображается предком Рустама в духе аристократического рыцарского эпоса. Помимо авестийских сюжетов, связанных с Керсаспой, поэма содержит много сказочных элементов (чудеса, героическое сватовство и т. п.); в пятой части поэмы Гаршасп изображён слугой Заххака, перешедшим затем на службу к Фаридуну.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Микал

    Микал, в мусульманской мифологии один из приближённых к аллаху малайка (ангелов). Соответствует библейскому архангелу  Михаилу. В Коране упоминается вместе с Джибрилом: «Кто бывает врагом ...
подробнее

Ликимий

Ликимний, в греческой мифологии сын микенского царя Электриона и фригийской рабыни Медии, сводный брат Алкмены. Вместе с братьями участвовал в войне против сыновей Птерелая (царя обитавших на ...
подробнее

Хважарпыс

Хважарпыс (от хуаже, «рододендрон», и арпыс, «молодец»), герой абхазского нартского эпоса. Хважарпыс стал женихом Гунды - красавицы, единственной сестры ста братьев-нартов, после того как одолел ...
подробнее

Чакраватин

Чакраватин, чакравартин (санскр. cakravartin, букв. «тот, который поворачивает колесо»), в буддийской мифологии идеальный царь, устанавливающий во всём мире царство справедливости. Чакраватины ...
подробнее

Калевипоэг

Калевипоэг, в эстонской мифологии богатырь. Он  является сыном богатыря Калева. Первоначальный образ Калевипоэга - великан, с деятельностью которого связывались особенности географического ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru