Коркут

Источник: http://myfhology.narod.ru

Коркут, Хорхут, в мифологии казахов первый шаман, покровитель шаманов и певцов, изобретатель струнного инструмента кобыз. До принятия ислама Коркут - Божество (на что указывает его связь с шаманством), близкое образу Буркут-баба, представлявшееся бессмертным. С утверждением ислама возник особый миф о смерти Коркута. По наиболее распространённому его варианту, Коркут увидел во сне людей, рывших ему могилу. Желая спастись от смерти, он уехал далеко от этих мест, но опять увидел тот же сон. Коркут продолжал странствовать, но сон преследовал его. Наконец, решив, что смерть ждёт его только на земле, Коркут разостлал на поверхности Сырдарьи одеяло и стал день и ночь сидеть на нём, играя на кобызе. Когда усталость сломила Коркута и он заснул, смерть в образе ядовитой змеи ужалила его. «Могила» Коркута на обрывистом берегу Сырдарьи почиталась казахами ещё в начале 20 в. Чудесную силу приписывают мифы кобызу Коркута: он мог вырвать с корнями огромное дерево и обогнать самых резвых коней, положенный на могилу К. кобыз долго сам по себе издавал жалобные звуки.
Наиболее древние мифологические представления о Коркуте содержатся в генеалогических преданиях огузов (записанных, в частности, Рашидаддином и Абулгази) и огу зеком эпосе 16 в. «Книга моего деда Коркута». В генеалогических преданиях Коркут выступает как проживший почти 300 лет патриарх племени, стоящий во главе старейшин и народа, избирающий и низлагающий хаиов, которые оказывают ему почести и беспрекословно выполняют его советы. В эпосе певец Коркут - советник и помощник ханов и богатырей (многим из них он нарекает имя и даёт благословение), вещий старец, провидец будущего. Вскормленного львицей сына бека внешних огузов Аруз-ходжи, наречённого им Бисат, Коркут уговаривает вернуться в общество людей; отправляется послом к истреблявшему огузов великану-людоеду Депе-Гёзу (убитому затем Бисатом) с предложением ежедневной дани; сватая богатырю Бамси-Бейреку невесту, путешествует в далёкую страну, сражается с её братом Карчаром, убивавшим всех сватов, и побеждает его. Образ Коркута оказал влияние на формирование других мифологических персонажей - покровителей пения и музыки Баба-Гам-бара (см. Камбар) и Ашыкайдына. Отголоски легенд о Коркуте отмечены у туркмен, каракалпаков, башкир. В ритуальных песнопениях башкир Коркут упоминается как дух - покровитель колдуна, изгоняющий злых демонов. В средние века легенды о Коркуте были известны в Малой Азии и на Кавказе.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Манджушри

  Манджушри (санскр. Магиизп, букв. «красивое сияние»), в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны бодхисатва. Манджушри известен также под названиями Манджугхоша («красивый голос»), Манджунатха («краси-ый спаситель»), Вагишвара («господь речи») и т.д., его эпитет — Кумарабхута («бывший принц»). Манджушри встречается уже в древнейшей махаянской литературе, что позволяет предположить, что его образ возник в последние века до н. э. Манджушри занимает центральное ...
подробнее

Келено

Келено, в греческой мифологии:  1) дочь Атланта и Плейоны, возлюбленная Посейдона, родившая ему сына Лика; 2) одна из гарпий.         
подробнее

Ино

 Ино, в греческой мифологии одна из дочерей Кадма, вторая супруга беотийского царя Афаманта, мачеха Геллы и Фрикса (пыталась их погубить, поэтому они бежали от её преследований в Колхиду). Ино вместе с Афамантом взяла на воспитание младенца Диониса, сына своей погибшей сестры Семелы, и всюду провозглашала его божественность. За это ревнивая Гера наслала безумие на супругов: Афамант убил одного из своих сыновей, а Ино, спасая другого сына Меликерта, бросилась с ним в море, где была превращена в благ ...
подробнее

Пафос

Пафос - в греческой мифологии дочь царя Кипра Пигмалиона и Галатеи, оживленной Афродитой статуи. По ее имени назван город на Кипре, являвшийся центром почитания Афродиты.              
подробнее

Троил

Троил, в греческой мифологии троянский царевич, сын Приама (по другой версии - -Аполлона; Apollod. Ill 12, 5) и Гекубы, убитый на троянской равнине Ахиллом. По наиболее распространённому варианту мифа, это происходит в самом начале войны, когда Троя ещё не подвергалась осаде и Троил выходит в поле, чтобы напоить лошадей. Здесь его видит Ахилл, настигает в бегстве и убивает. По другому варианту, убийство Троила относится к последнему году войны, непосредственно предше ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru