Лиздейка

Источник: http://myfhology.narod.ru

Лиздейка, Лиздейко, в литовской мифологии основатель жреческой традиции в Вильнюсе. Легенда об основании Вильнюса князем Гедимином (нач. 14 в.), дошедшая в поздних и сильно романтизированных версиях (в западнорусских летописях и особенно у М. Стрыйковского), рассказывает о том, как Гедимин во время охоты в лесах нашёл на холме (в месте Веркяй) в корзине, скрытой зеленью, младенца, разбуженного звуком охотничьих рогов и заплакавшего. Случившийся тут же верховный жрец, тайный отец ребёнка, даёт Гедимину совет взять мальчика к себе и воспитать его как будущего жреца. По другой версии, объясняющей имя Лиздейка (от литов. lizdas, «гнездо»), Гедимин нашел плачущего ребёнка в орлином гнезде. Мальчик был воспитан при княжеском дворе и впоследствии стал верховным жрецом - Криве-Кривайтисом, родоначальником рода Радзивиллов. Вероятно, именно в месте Веркяй еще до основания Вильнюса существовало святилище, и само урочище было священным. Характерно, что при уничтожении язычества в Литве в 1387 князь Ягайло отдаёт именно Веркяй католическому епископу для летней резиденции. Мотив покинутого мальчика в орлином гнезде характерен для шаманских мифов и связан с приобретением шаманом способностей к предсказаниям, толкованию снов и т. п., обладателем которых оказался и Лиздейка. Когда Гедимину, заснувшему на Турьей горе над речкой Вильней, приснился сон (на Кривой горе стоит железный волк и ревёт, как сто волков), призванный истолковать сон Лиздейка пояснил: «волкъ железный знаменует город столечный тут будет, а што в нем оунутри ревет то слава его будет слынути на вес свът» (Полное Собрание русских летописей, т. XVII, 261-262). После этого Гедимин заложил город. 
См. также ст. Криве.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Хважарпыс

Хважарпыс (от хуаже, «рододендрон», и арпыс, «молодец»), герой абхазского нартского эпоса. Хважарпыс стал женихом Гунды - красавицы, единственной сестры ста братьев-нартов, после того как одолел ...
подробнее

Ан Аргыл Ойун

             АН АРГЫЛ ОЙУН, Аан аргыл ойуун («первый большой шаман»), в якутской мифологии первый «чёрный» шаман. Ан арыгл ойун настолько могуществен, что воскрешает умерших три года назад и ...
подробнее

Бакероро и Итубори

             Бакароро и Итубори, в мифологии индейцев бороро братья-близнецы, культурные герои. Согласно мифу, Бакароро и Итубори дети от женщины и ягуара. Вскоре после рождения они убили сокола, ...
подробнее

Диомед

Диомед, в греческой мифологии:  1) царь Фракии, сын Ареса, кормивший своих коней мясом захваченных чужеземцев. Геракл одолел Диомеда и бросил его на съедение коням-людоедам, которых потом привёл ...
подробнее

Уриил

     Уриил (евр. «свет божий», «пламя божье»), в иудаистической и христианской мифологии один из старших ангелов. Он является проводником Еноха в его видениях, предстаёт царём ангелов, наблюдает ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru