Мария Египетская (лат. Maria Aegyptica), в христианских преданиях раскаявшаяся
блудница, образ которой подвергался в популярной агиографии и фольклоре
мифологизирующей стилизации. Предполагаемое время жизни - 5 в. По наиболее
ранней версии, в 12 лет ушла от родителей из египетской деревни в Александрию,
где 17 лет жила как блудница, сходясь со своими любовниками как за плату,
так и добровольно. Заметив толпу паломников, направляющихся в Иерусалим
на праздник воздвижения креста, она с нечистыми намерениями присоединяется
к ним, платит своим телом корабельщикам за провоз, а затем продолжает блуд
и в самом Иерусалиме. Когда наступает праздник и она пытается вместе со
всеми войти в церковь, невидимая сила «трижды и четырежды» не впускает
её. Вразумлённая таким наказанием, она даёт обет впредь жить в чистоте
и просит икону девы Марии быть её поручительницей,
после чего беспрепятственно входит и поклоняется кресту, на котором был
распят Иисус Христос. Попросив деву
Марию и впредь вести её, Мария Египетская слышит чей-то голос: «перейди
Иордан и обретёшь блаженный покой», - и принимает его как поданный ей знак.
Она покупает на милостыню три хлеба и с ними идёт в заиорданскую пустыню.
Первые 17 лет её преследуют влекущие воспоминания о прежней жизни, о вине
и разгульных песнях; затем все соблазны внезапно отступают, и для отшельницы
наступает «великая тишина». Между тем сношенный гиматий распадается; Марию
Египетскую мучат летний жар и зимний холод, от которых ей нечем прикрыть
своё нагое тело. Она кормится жёсткими травами пустыни, а позднее, по-видимому,
вообще перестаёт нуждаться в пище. В полном уединении, не имея книг и притом
не владея грамотой, она приобретает чудесное знание священных текстов.
Стоя на молитве, она поднимается в воздух и повисает в невесомости примерно
на полметра от земли (т. н. левитация). В течение 47 лет она не встречает
ни человека, ни зверя; затем её видит монах и священник Зосима, который
подаёт ей половину своего гиматия покрыть наготу, оказывается свидетелем
чудес и выслушивает историю её жизни. При расставании она просит Зосиму
через год на страстной четверг придти на берег Иордана со святыми дарами;
на его глазах переходит она реку «немокренно», причащается из его рук и
возвращается снова посуху. Ещё через год Зосима находит её тело и погребает
его с помощью вышедшего из пустыни льва.
Легенда о Марии Египетской стоит в ряду многочисленных популярных в
средние века рассказов о покаявшихся блудницах и грешницах (Мария
Магдалина. Пелагия, Таисия и др.). На Западе отдельные мотивы этой
легенды (молитвенная левитация, нагота в пустыне) иногда переносились в
легенду о Марии Магдалине. Среди отражений образа Мария Египетская в литературе
- финал «Фауста» Гёте (где М. Е. вместе с Марией Магдалиной и самаритянкой,
в присутствии девы Марии и с участием Гретхен молит о прощении для Фауста),
а также поэма «Мария Египетская» И. С. Аксакова.
Отзывы
Читайте также:
Алпамыш
АЛПАМЫШ, у узбеков, казахов и каракалпаков (Алпамыс), башкир (Алпамыша), казанских татар (Алпамша), западносибирских татар (Алып Мямшян), алтайцев (Алып-Манаш) герой-богатырь, центральный персонаж одноимённого эпоса. В его среднеазиатских версиях (с которыми в основных чертах совпадают башкирская, казанско-татарская и алтайская) Алпамыш чудесным образом после вмешательства святого — дивана рождается у бездетного главы племени кунграт. Святой- ... подробнее
Эгей
Эгей,
в греческой мифологии афинский царь, сын Пандиона
и отец Тесея. После смерти Пандиона его
сыновья отправились походом на Афины, чтобы изгнать оттуда сыновей Метиона,
в своё время удаливших из Афин их отца. Верховная власть в Афинах досталась
Эгею. Однако он ни от одной из двух жён не имел наследников и, опасаясь
своих братьев, отправился к пифии
узнать свою судьбу. Загадочные слова оракула были поняты
мудрым царём Питфеем, у которого в Трезенах
остановился Эгей. Напоив гостя, Питфей уложил его ... подробнее
Зяунг
Зяунг, во вьетской мифологии и фольклоре эпический
богатырь. Происхождение этого образа связано с представлениями о божестве
грома и с земледельческими культами; по одной из версий, Зяунг- перевоплощение
Лак Лаунг Куана. В годину нашествия на вьетнамскую землю войска китайской
династии Инь Зяунг, ещё малыш, потребовал, чтоб выковали ему железного
коня, железную островерхую шапку, железную палицу (в вариантах - меч).
Мальчик стал поглощать много еды и питья, превратился ... подробнее
Акрисий
Акрисий - в греческой мифологии царь Аргоса, сын Абанта, внук Линкея
и Гипермнестры. Акрисий и его брат
— близнец Пройт, враждовали
ещё в чреве матери. Возмужав, они стали бороться за власть. Акрисий правил
в Аргосе, Пройт же отправился сначала в Линию, затем завладел Тиринфом.
Акрисию было предсказано, что он погибнет от руки сына своей дочери. Тогда
он запер свою дочь Данаю в медный терем,
но Зевс проник туда в виде
золотого дождя, что и привел ... подробнее
Астианакт
Астианакт – в греческой мифологии сын Гектора
и Андромахи. Подлинное его имя было Скамандрий.
Астианакт («владыка города») его прозвали троянцы из уважения к Гектору.
После взятия Трои малютка Астианакт по приговору ахейцев был осужден на
смерть и сброшен с городской стены. По поздней местной версии, Астианакту
удалось спастись; со временем он восстановил Трою и основал много новых
городов в Малой Азии. подробнее