Мария Магдалина

Источник: http://myfhology.narod.ru

       Мария Магдалина (греч.-  уроженка города Мигдал-Эль), в христианских преданиях женщина из Галилеи, последовательница Иисуса Христа; одна из мироносиц. Согласно евангельскому повествованию, была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лук. 8, 2). После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь своим достоянием (Мк. 15, 40-41, Лук. 8, 3), присутствовала на Голгофе при его кончине (Матф. 27, 56 и др.) и была свидетельницей его погребения (Матф. 27, 61 и др.). После того как минул субботний запрет на дела и передвижения, она с другими мироносицами пошла к могиле Христа, нашла её пустой и была извещена ангелом о воскресении Христа (Мк. 16, 1-8). Когда Мария Магдалина увидела своего воскресшего учителя, она не узнала его, приняв за садовника; после мгновенного узнавания и порывистого устремления к нему её остановили его слова: «Не прикасайся ко мне»; на неё была возложена миссия - возвестить о воскресении апостолам (Ио. 20, 14-18).
Византийская литература повествует о прибытии Марии Магдалины в Эфес к Иоанну Богослову, об участии её в его апостольских трудах, о смерти от недуга, погребении и перенесении останков в 9-10 вв. в константинопольский монастырь святого Лазаря. Однако в западной традиции Мария Магдалина отождествляется с Марией, сестрой Марфы и Лазаря Четверодневного, принимавшей Христа в Вифании, а также с грешницей, в доме у некоего Симона возлившей на голову Христа миро, омывшей его ноги своими слезами и отёршей их своими волосами (Мк. 14, 3-9; Лук. 7, 37-50). Так Мария Магдалина становится образом кающейся блудницы. В то же время «башня» (буквальное значение топонима Мигдал) понимается как рыцарский замок и всё семейство принимает феодальные черты. В легенде сообщаются апокрифические подробности: имена родителей Марии Магдалины (Сир и Евхария) и др. Иногда рассказывается, что Мария Магдалина была невестой Иоанна Богослова, отвергшего брак с ней из любви к девственности и ради полного служения Христу. Особенно много повествуется о её проповеднической деятельности (в связи с которой она и в православной традиции получает прозвище «равноапостольной»). По западным преданиям, она вместе со святыми Максимианом, Мартеллом и Кидонием, а также со своими братом и сестрой направилась для проповеди христианства в Галлию и прибыла в Массилию (Марсель) или в устье Роны (где город Сент-Мари-де-ла-Мер традиционно связан с её почитанием). Затем она удалилась в пустыню, где предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи (мотив, пришедший, возможно, из жития Марии Египетской); её распавшееся от ветхости одеяние было чудесно заменено волосами, скрывшими всё ее тело, а изнеможение от лишений пустынной жизни столь же чудесно целилось тем, что ангелы возносили её в небесные высоты. Перед смертью её по воле провидения находит священник, которому она рассказывает свою жизнь и от которого принимает последнее причастие (ср. предсмертную встречу Марии Египетской с Зосимой). Местонахождение мощей Марии Магдалины западная традиция связывала с французским городом Везде. Ещё более позднее предание, распространившееся и в православных странах, заставляет Марию Магдалину в период её апостольской деятельности встретиться с римским императором Тиберием и поднести ему в дар крашеное пасхальное яичко со словами «Христос воскрес!».
Образ Мария Магдалина играет важную роль в литературе гностицизма («Пистис София», Евангелие от Филиппа), где она выступает как получательница откровения. Наиболее устойчивый литературный и иконографический мотив, прослеживаемый от раннехристианского искусства до картины А. А. Иванова, от первых опытов средневекового театра и стихов Филиппа Гревского (12-13 вв.) до новейшей поэзии, - момент, когда воскресший Христос говорит Марии Магдалине: «не прикасайся ко мне» (лат. «noli me tangere»). Западное искусство знает патетический образ кающейся Марии Магдалины (картины Тициана, Ж. де Латура и т. д.), мотив покрытой волосами пустынницы на руках у ангелов (статуя Т. Рименшнейдера). 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Еукахайнен

Ёукахайнен (Joukahainen), Ёукахайни, Ёугамойни, Ёугамоне, в финской и карельской мифологии и эпосе юный герой, неудачник. Противопоставляется старому мудрецу Вяйнямёйнену. В карельских рунах Ёукахайнен состязается с ним в пении и мудрости; их сани сталкиваются в дороге, и уступить путь должен мудрейший. Ёукахайнен выдаёт себя за мудреца времён творения мира, но демиург Вяйнямёйнен песней-заклинанием загоняет хвастуна в болото и выпускает оттуда лишь после того, как Ё ...
подробнее

Патрокл

Патрокл, в греческой мифологии сын одного из аргонавтов Менетия, соратник Ахилла в Троянской войне. По происхождению Патрокл - местный фессалийский герой, чем и объясняется его дружба с Ахиллом, который был сыном царя Фтии Пелея в Фессалии. Прославленное искусство Патрокла в управлении колесницами и его забота об упряжке Ахилла дают основание видеть в нём первоначально возницу Пелея. Ввиду того, что генеалогия деда Патрокла Актора была в мифологической традиции не очень устойчивой, связывая ...
подробнее

Лин

      Лин - в греческой мифологии сын Аполлона и дочери аргосского царя Псамафы, отданный матерью на воспитание пастухам и разорванный собаками, за что бог наслал на Аргос страшную месть, убивавшую детей. Горестная судьба Лина стала темой жалобных песен (первоначально Лином называлась скорбная песнь об умершем) и традиционных припевов (айлинон, аплинон), т. е. френов, исполнявшихся во время ритуального действа в честь Лина, когда ему приносили в жертву собаку. По другой версии, Лин- сын музы   ...
подробнее

Гелла

Гелла, в греческой мифологии дочь Афаманта и богини облаков Нефелы, сестра Фрикса. Мачеха Геллы и Фрикса Ино возненавидела детей Нефелы и стремилась их погубить. Своими кознями она вызвала в стране засуху и, чтобы избавиться от неё, потребовала (ссылаясь на оракул) принести Геллау и Фрикса в жертву Зевсу. Нефела спасла своих детей; окутав тучей, она отправила их на златорунном баране в Колхиду. Гелла погибла в пути, упав в воды пролива, получившего её имя - Геллеспонт (древнее название Дарданелл) ...
подробнее

Пуруравас

Пуруравас, в индуист-ской мифологии первый царь Лунной династии, сын Илы и Будхи. Миф о Пуруравасе и Урваши, являющийся вариантом мотива любви смертного к богине, отражен в «Ригведе» (X 95), подробно изложен в «Шатапатха-брахмане» (XI 5, 1) и многих пуранах, обработан Калидасой в драме «Викраморваши» («Мужеством обретенная Урваши»). Согласно «Шатапатха-брахмане», Пурураваса полюбила Урваши и согласилась жить с ним на земле, но с условием, что нико ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru