Мария Магдалина

Источник: http://myfhology.narod.ru

       Мария Магдалина (греч.-  уроженка города Мигдал-Эль), в христианских преданиях женщина из Галилеи, последовательница Иисуса Христа; одна из мироносиц. Согласно евангельскому повествованию, была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лук. 8, 2). После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь своим достоянием (Мк. 15, 40-41, Лук. 8, 3), присутствовала на Голгофе при его кончине (Матф. 27, 56 и др.) и была свидетельницей его погребения (Матф. 27, 61 и др.). После того как минул субботний запрет на дела и передвижения, она с другими мироносицами пошла к могиле Христа, нашла её пустой и была извещена ангелом о воскресении Христа (Мк. 16, 1-8). Когда Мария Магдалина увидела своего воскресшего учителя, она не узнала его, приняв за садовника; после мгновенного узнавания и порывистого устремления к нему её остановили его слова: «Не прикасайся ко мне»; на неё была возложена миссия - возвестить о воскресении апостолам (Ио. 20, 14-18).
Византийская литература повествует о прибытии Марии Магдалины в Эфес к Иоанну Богослову, об участии её в его апостольских трудах, о смерти от недуга, погребении и перенесении останков в 9-10 вв. в константинопольский монастырь святого Лазаря. Однако в западной традиции Мария Магдалина отождествляется с Марией, сестрой Марфы и Лазаря Четверодневного, принимавшей Христа в Вифании, а также с грешницей, в доме у некоего Симона возлившей на голову Христа миро, омывшей его ноги своими слезами и отёршей их своими волосами (Мк. 14, 3-9; Лук. 7, 37-50). Так Мария Магдалина становится образом кающейся блудницы. В то же время «башня» (буквальное значение топонима Мигдал) понимается как рыцарский замок и всё семейство принимает феодальные черты. В легенде сообщаются апокрифические подробности: имена родителей Марии Магдалины (Сир и Евхария) и др. Иногда рассказывается, что Мария Магдалина была невестой Иоанна Богослова, отвергшего брак с ней из любви к девственности и ради полного служения Христу. Особенно много повествуется о её проповеднической деятельности (в связи с которой она и в православной традиции получает прозвище «равноапостольной»). По западным преданиям, она вместе со святыми Максимианом, Мартеллом и Кидонием, а также со своими братом и сестрой направилась для проповеди христианства в Галлию и прибыла в Массилию (Марсель) или в устье Роны (где город Сент-Мари-де-ла-Мер традиционно связан с её почитанием). Затем она удалилась в пустыню, где предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи (мотив, пришедший, возможно, из жития Марии Египетской); её распавшееся от ветхости одеяние было чудесно заменено волосами, скрывшими всё ее тело, а изнеможение от лишений пустынной жизни столь же чудесно целилось тем, что ангелы возносили её в небесные высоты. Перед смертью её по воле провидения находит священник, которому она рассказывает свою жизнь и от которого принимает последнее причастие (ср. предсмертную встречу Марии Египетской с Зосимой). Местонахождение мощей Марии Магдалины западная традиция связывала с французским городом Везде. Ещё более позднее предание, распространившееся и в православных странах, заставляет Марию Магдалину в период её апостольской деятельности встретиться с римским императором Тиберием и поднести ему в дар крашеное пасхальное яичко со словами «Христос воскрес!».
Образ Мария Магдалина играет важную роль в литературе гностицизма («Пистис София», Евангелие от Филиппа), где она выступает как получательница откровения. Наиболее устойчивый литературный и иконографический мотив, прослеживаемый от раннехристианского искусства до картины А. А. Иванова, от первых опытов средневекового театра и стихов Филиппа Гревского (12-13 вв.) до новейшей поэзии, - момент, когда воскресший Христос говорит Марии Магдалине: «не прикасайся ко мне» (лат. «noli me tangere»). Западное искусство знает патетический образ кающейся Марии Магдалины (картины Тициана, Ж. де Латура и т. д.), мотив покрытой волосами пустынницы на руках у ангелов (статуя Т. Рименшнейдера). 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Рустам

      Рустам (фарси; восходит к ср.-Иран. Ротастахм, «богатырь»), герой иранского эпоса, богатырь. Образ Рустама принадлежит к систанскому, или сакско-согдийскому, эпическому циклу и отсутствует ...
подробнее

Дриоп

Дриоп, в греческой мифологии сын речного бога Сперхия, царь и эпоним племени дриопов, причисляемых мифографами к союзникам лапифов. Отец Дриопы. На архаичность образа указывает буквальное значение ...
подробнее

Бран

             БРАН (ирл. «ворон») -  в кельтской (ирландской и валлийской) мифологии и эпосе герой. В ирландской традиции Бран — сын Фебала, персонаж саги «Плавание Брана» (8—9 вв.), достигающий ...
подробнее

Антиклея

            Антиклея - в греческой мифологии дочь Автолика, супруга Лаэрта, мать Одиссея. Потеряв надежду на возвращение сына, Антиклея скончалась от тоски и встретилась с сыном только в ...
подробнее

Гунь

Гунь («огромная рыба»), в древнекитайской мифологии герой, боровшийся с потопом, сын правителя Чжуань-сюя. Возможно, что образ этот возник у племён, живших в Восточном Китае, в бассейне Янцзы и ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru