Мартиа и Мартианг, Матра и Матрайана, Машйа и Машйана, в иранской (эороастрийской)
мифологии первая человеческая пара.
В наиболее полном виде миф о Мартиа и Мартианг изложен в 15-й главе
«Бундахишна». Гайомарт, первопредок человечества,
перед смертью из-за происков Ахримана
(Ангро-Майнью}
«выронил семя», одна треть которого досталась богине земли Спандармат.
В результате через сорок лет из земли выросло растение ревень,
а ещё через 15 лет оно превратилось в Мартиа и Мартианг. Из-за того, что
они явились в мир сросшимися, нельзя было судить о том, сколько у них душ
- одна или две. Сначала они признавали главенство Ормазда (Ахурамазды)
в мире и назывались «лучшими из рождений Спандармат» (игра слов, основанная
на том, что в зороастрианизированном пантеоне Спандармат
было препоручено религиозное благочестие, т. e. Мартиа и Мартианг выступали
лучшими порождениями Благочестия). Затем в них вошёл дух противоречия и
они объявили Ахримана творцом миропорядка, за что и поныне пребывают в
аду, откуда выйдут только после страшного суда. Сначала Мартиа и Мартианг
питались одной водой, но затем, развращаемые злым духом, перешли на козье
молоко, потом убили овна, развели огонь трением двух пород дерева и изжарили
мясо. Из шкуры овна они сделали одежду. Мартиа в знак поклонения демонам
вылил молоко на север, запретную сторону света ортодоксального зороастризма
(в этом жесте, видимо, отразились древнейшие языческие ритуалы: предки
иранских племён почитали север). Падение Мартиа и Мартианг завершилось
познанием таинств супружества. Своих первенцев Мартиа и Мартианг съели.
Остальных детей спасло вмешательство Ормазда. От потомков Мартиа и Мартианг
населился весь обитаемый мир, причём помимо обычных людей Мартиа и Мартианг
создали и монстров с ушами или глазами на груди, хвостатых, волосатых и
т. д.
Отзывы
Читайте также:
Гиакинф(цинт)
Гиакинф,
Гиацинт , в греческой мифологии сын спартанскогоцаря Амикла (эпонима города
Амиклы) и правнук Зевса. По другой версии мифа, его родители —
муза Клио
и Пиер (эпоним области Пиерия). Гиацинт был любимцем Аполлона,
который нечаянно убил его, попав в него во время
метания диском (Apollod. I 3,3). Из крови Гиацинта
выросли цветы-гиацинты, как бы обагрённые кровью, на их лепестках
вырисовывается восклицани ... подробнее
Сулайман
Сулайман в мусульманской мифологии сын Дауда.
Соответствует библейскому Соломону. В Коране
говорится, что мудрый Сулайман участвовал в разрешении сложных споров вместе
со своим отцом и иногда превосходил его в мудрости (21:78-79). Наследовав
Дауду, Сулайман стал великим правителем, обладавшим множеством чудесных
способностей. Ему подчинялся могучий ветер (21:81; 38:35) и был понятен
язык птиц (27:17). Однажды Сулайман изменил путь войска, чтобы не раздавить
мур ... подробнее
Гог и Магог
Гог и Магог , в эсхатологических мифах иудаизма и христианства,
а также ислама (см. Йаджудж и Маджудж), воинственные антагонисты
«народа божьего», которые придут «в последние времена» с севера или с других
окраин населённого мира. Имена «Гог» и «Магог» (обычно «Гог» - имя предводителя
и народа, «Магог» - имя страны и народа) не сразу появляются в своём привычном
соединении. Магог упомянут в Библии как сын Иафета (Быт.
10,2; 1 Парал. 1, 5), родоначальник-э ... подробнее
Хрисипп
Хрисипп, в греческой мифологии сын Пелопа
и нимфы Аксиохи. По одной
версии мифа, его похитил и соблазнил Лай; опозоренный
Хрисипп наложил на себя руки, а Пелоп проклял Лая и весь его род (Apollod.
Ill 5, 5; Schol. Eur. Phoe. 1760). По другой версии, Хрисипп убили его
сводные братья Атрей и Фиест,
которых подговорила к этому их мать Гипподамия,
боявшаяся, что Хрисипп как старший сын Пелопа лишит наследства её сыновей.
За убийство ... подробнее
Трита
Трита, Фрита (авест. букв. «третий»), в иранской мифологии третий человек,
приготовивший напиток хаому
(«Ясна» 9, 10, «Видевдат» 20,2). О Трите рассказывает Заратуштре
сам Хаома (божество этого
напитка), называя его «сильнейшим из рода Самов». В награду Хаома даровал
Тритt двух сыновей - Урвахшаю, ставшего судьёй, устанавливающим законы,
и Керсаспу, поразившего дракона.
Трита выступает в «Авесте» и как первый целитель из числа первозаконников ... подробнее