Мартиа и Мартианг

Источник: http://myfhology.narod.ru

Мартиа и Мартианг, Матра и Матрайана, Машйа и Машйана, в иранской (эороастрийской) мифологии первая человеческая пара.
В наиболее полном виде миф о Мартиа и Мартианг изложен в 15-й главе «Бундахишна». Гайомарт, первопредок человечества, перед смертью из-за происков Ахримана (Ангро-Майнью} «выронил семя», одна треть которого досталась богине земли Спандармат. В результате через сорок лет из земли выросло растение ревень, а ещё через 15 лет оно превратилось в Мартиа и Мартианг. Из-за того, что они явились в мир сросшимися, нельзя было судить о том, сколько у них душ - одна или две. Сначала они признавали главенство Ормазда (Ахурамазды) в мире и назывались «лучшими из рождений Спандармат» (игра слов, основанная на том, что в зороастрианизированном пантеоне Спандармат было препоручено религиозное благочестие, т. e. Мартиа и Мартианг выступали лучшими порождениями Благочестия). Затем в них вошёл дух противоречия и они объявили Ахримана творцом миропорядка, за что и поныне пребывают в аду, откуда выйдут только после страшного суда. Сначала Мартиа и Мартианг питались одной водой, но затем, развращаемые злым духом, перешли на козье молоко, потом убили овна, развели огонь трением двух пород дерева и изжарили мясо. Из шкуры овна они сделали одежду. Мартиа в знак поклонения демонам вылил молоко на север, запретную сторону света ортодоксального зороастризма (в этом жесте, видимо, отразились древнейшие языческие ритуалы: предки иранских племён почитали север). Падение Мартиа и Мартианг завершилось познанием таинств супружества. Своих первенцев Мартиа и Мартианг съели. Остальных детей спасло вмешательство Ормазда. От потомков Мартиа и Мартианг населился весь обитаемый мир, причём помимо обычных людей Мартиа и Мартианг создали и монстров с ушами или глазами на груди, хвостатых, волосатых и т. д.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Гиакинф(цинт)

Гиакинф, Гиацинт , в греческой мифологии сын спартанскогоцаря Амикла (эпонима города Амиклы) и правнук Зевса. По другой версии мифа, его родители  —  муза  Клио и Пиер (эпоним области Пиерия).  Гиацинт был любимцем Аполлона, который нечаянно убил его,   попав  в  него во время  метания   диском   (Apollod. I 3,3). Из крови Гиацинта выросли цветы-гиацинты, как бы обагрённые кровью, на  их лепестках вырисовывается восклицани ...
подробнее

Сулайман

Сулайман  в мусульманской мифологии сын Дауда. Соответствует библейскому Соломону. В Коране говорится, что мудрый Сулайман участвовал в разрешении сложных споров вместе со своим отцом и иногда превосходил его в мудрости (21:78-79). Наследовав Дауду, Сулайман стал великим правителем, обладавшим множеством чудесных способностей. Ему подчинялся могучий ветер (21:81; 38:35) и был понятен язык птиц (27:17). Однажды Сулайман изменил путь войска, чтобы не раздавить мур ...
подробнее

Гог и Магог

Гог и Магог , в эсхатологических мифах иудаизма и христианства, а также ислама (см. Йаджудж и Маджудж), воинственные антагонисты «народа божьего», которые придут «в последние времена» с севера или с других окраин населённого мира. Имена «Гог» и «Магог» (обычно «Гог» - имя предводителя и народа, «Магог» - имя страны и народа) не сразу появляются в своём привычном соединении. Магог упомянут в Библии как сын Иафета (Быт. 10,2; 1 Парал. 1, 5), родоначальник-э ...
подробнее

Хрисипп

Хрисипп, в греческой мифологии сын Пелопа и нимфы Аксиохи. По одной версии мифа, его похитил и соблазнил Лай; опозоренный Хрисипп наложил на себя руки, а Пелоп проклял Лая и весь его род (Apollod. Ill 5, 5; Schol. Eur. Phoe. 1760). По другой версии, Хрисипп убили его сводные братья Атрей и Фиест, которых подговорила к этому их мать Гипподамия, боявшаяся, что Хрисипп как старший сын Пелопа лишит наследства её сыновей. За убийство ...
подробнее

Трита

Трита, Фрита (авест. букв. «третий»), в иранской мифологии третий человек, приготовивший напиток хаому («Ясна» 9, 10, «Видевдат» 20,2). О Трите рассказывает Заратуштре сам Хаома (божество этого напитка), называя его «сильнейшим из рода Самов». В награду Хаома даровал Тритt двух сыновей - Урвахшаю, ставшего судьёй, устанавливающим законы, и Керсаспу, поразившего дракона. Трита выступает в «Авесте» и как первый целитель из числа первозаконников ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru