Марья
Моревна (девица Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-Богатырша, Белая Лебедь
Захарьевна) Общее название женщины - богатырши, героини русских сказок.
Образ героини - богатырши представлен во многих сюжетах - "Молодильные
яблоки", "Сказка о трех царствах", "Марья - моревна".
Героиня - богатырша живет в собственном девичьем царстве. Чтобы попасть
в него, герою приходится преодолеть множество препятствий. В большинстве
сюжетов герой добирается туда на волшебном коне,
который ему дают старушки - помощницы. Часто в этой роли выступает Баба
- Яга. Помощники предупреждают герою о подстерегающих его опасностях
и помогают ему вернуться.
Добравшись до девичьего царства, герой добывает необходимый ему волшебный
предмет (молодильные яблоки, живую воду, волшебную
птицу). Он также лишает царь -девицу целомудрия. Как правило, это происходит
во время ее волшебного (богатырского) сна.
После отъезда героя царь - девица просыпается, собирает девичье войско
и отправляется в погоню. Однако, герой успевает пересечь границу волшебного
мира или скрывается с помощью волшебных помощников.
Не поймав героя. Царь - девица возвращается в свое царство, через некоторое
время у нее рождаются сыновья. Когда они подрастают, царь - девица вновь
собирает войско и приезжает в царство героя. Там дети узнают своего отца.
Сказка заканчивается свадьбой.
Сюжет о Марье Моревне построен несколько по -иному. В нем героиня берет
в плен Кащея Бессмертного. Посадив его
в темницу, богатырка начинает нести караул на границе своего царства. Там
и происходит ее встреча с Иваном - царевичем.
Богатыри вступают в поединок, Иван - царевич одерживает победу.
После свадьбы герои отправляются в царство Марьи Моревны. Поддавшись
уговорам, Иван - царевич выпускает из темницы Кащея, который похищает
Марью - Моревну и уносит ее в свое царство.
Иван - царевич отправляется на поиски жены. По дороге он встречает
трех старушек, которые показывают ему путь в царство Кащея. Добравшись
туда, герой пытается увести Марью Моревну, но терпит неудачу.
Только узнав секрет смерти Кащея, Иван - царевич выходит победителем
во время смертельной схватки. Герои возвращаются в царство Марьи Моревны.
По сравнению с аналогичными образами богатырей образ женщины - богатырки
схематичнее. В сказке отсутствуют описания ее богатырской силы, сцены поединков,
сообщается только о результатах боев. К тому же, героиня - богатырки чаще
пользуется волшебством, чем силой.
Отзывы
Читайте также:
Алоады
Алоады - в греческой мифологии два брата От и Эфиальт,
сыновья
Ифимедии
и Посейдона (или
внуки Посейдона — дети его сына Алоея). Славились непомерной силой
и гигантским ростом, ... подробнее
Омогой бай
Омогой бай, Омобой баай, в якутской мифологии один из прародителей
якутов, первым поселившийся в долине, где сейчас стоит Якутск. Особенно
широко распространены мифы о браке старшей дочери Омогоя ... подробнее
Арэваманук
АРЭВАМАНУК («солнечный юноша»), в армянской мифологии охотник, наказанный солнцем. Разгневанный неудачной трёхдневной охотой, Арэванмук решил убить солнце, чтобы оно упало с неба и весь ... подробнее
Сагара
Сагара (др.-инд. Sagara), в индуистской мифологии царь Солнечной
династии. Одна из жён Сагары Кешини родила ему сына Асаманджу;
другая, Сумати, родила огромную тыкву, 60 000 семян которой Сагара ... подробнее
Гекуба
Гекуба,
Гекаба, в греческой мифологии жена троянского царя Приама.
Её отцом считали либо фригийского царя Диманта, либо (начиная с Еврипида)
некоего Киссея, эпонима фракийского города Киссос. Что ... подробнее