Мидас

Источник: http://myfhology.narod.ru

Мидас, в греческой мифологии сын Гордия, царь Фригии, славившийся своим богатством. Ещё ребёнку Мидасу муравьи таскали пшеничные зёрна, предвещая будущее богатство (Цицерон, «О прорицании» I 36). Когда к Мидасу привели связанного Силена, который сбился с пути во время шествия Диониса, царь радушно его принял, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису (Ael. Var. hist. Ill 18 со ссылкой на Феопомпа). Вариант: Мидас сам поймал Силена, подмешав вино в воду источника, из которого тот пил. В награду за освобождение Силена Дионис предложил Мидасу исполнить любое его пожелание. Мидас пожелал, чтобы всё, к чему он прикоснётся, превращалось в золото. Но в золото стала превращаться пища, что грозило царю голодной смертью, и он взмолился богу, чтобы тот снял чары. Дионис приказал Мидасу искупаться в источнике Пактол, отчего источник стал золотоносным, а Мидас избавился от своего дара.
Мидас был судьёй на музыкальном состязании между Аполлоном и Паном (вариант: Марсием, Hyg. Fab. 191) и признал Аполлона побеждённым. Вариант: судьёй был Тмол, который присудил первенство Аполлону, а Мидас предпочёл Пана. За это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами, которые царю приходилось прятать под фригийской шапочкой. Цирюльник Мидаса, увидев уши и мучаясь тайной, которую никому не мог рассказать, вырыл ямку в земле и шепнул туда: «У царя Мидаса ослиные уши!»,- и засыпал ямку. На этом месте вырос тростник, который прошелестел о тайне всему свету (Ovid. Met. XI 85-193). Возможно, Мидас почитался первоначально как спутник Диониса (или Кибелы, Diod. Ill 58) и миф об ослиных ушах связан с пережитками тотемизма. Вариант мифа о богатстве Мидаса отражает представления греков о золотых сокровищах Малой Азии.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Иасион

 Иасион, в греческой мифологии сын Зевса (вариант: Корифа) и плеяды Электры (вариант: Электрионы), брат Дардана, возлюбленный Деметры. Древнее критское божество земледелия. Согласно одному из мифов, Иасион сошёлся с полюбившей его Деметрой на трижды вспаханном поле на острове Крит, и Зевс поразил его за это молнией. По более позднему варианту мифа, гнев Зевса был вызван тем, что Иасион совершил насилие над Деметрой. Скорбь Деметры после смерти Иасиона была так велика, что она отказалась давать урожай; тогд ...
подробнее

Кай Кавус

Кай Кавус (фарси), в иранской мифологии второй царь из династии Кейянидов, богоборец. Кай Кавус (авест. Кави Усан) с помощью демонов строит дворцы на горе Албурз и пытается подняться на небо, используя орлов, но орлы сбрасывают его над рекой Амуль в лесу, где Кай Кавус находят его вельможи. По «Денкарту», Кай Кавус построил чудесные дворцы; старцы, входящие в один из них, становятся вновь юными. По религиозной жреческой зороастрийской традиции, Кай Кавус - отрицательный персонаж, ибо выступает против ...
подробнее

Орест

      Орест, в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитеместры. После того как Агамемнон был убит Клитеместрой и Эгисфом, сестра Ореста Электра (или его кормилица) спасла его из рокового дома. Он вырос в Фокиде у царя Строфия, женатого на тётке Ореста- Анаксибии. Здесь возникла дружба между Орестом и его сверстником Пиладом, сыном Строфия. Когда Орест стал  совершеннолетним, он получил от дельфийского оракула приказ отомстить за смерть отца. Согласно «Орестее» Эсхила, преследуемый ...
подробнее

Иона

Иона, ветхозаветный пророк, персонаж библейской книги Ионы. Согласно этой книге, Иона получает от Яхве повеление идти в столицу Ассирии Ниневию, чтобы проповедовать в ней о наказании, которое постигнет ее жителей за их злодеяния. Иона, однако, уклоняется от этого поручения и бежит в противоположную сторону - в Иоппию (Яффу), где садится на корабль, чтобы плыть в Фарсис (Испания). Тогда бог поднимает великую бурю, и корабельщики-язычники, отчаявшись получить помощь от свои ...
подробнее

Деифоб

Деифоб, в греческой мифологии сын Приама и Гекубы, любимый брат Гектора [поэтому Афина принимала образ Деифоба, чтобы побудить Гектора к единоборству с Ахиллом (Hom. Il. XXII 222-246, 294-300)]. Деифоб отличается в Троянской войне во время битвы за корабли, где вступает в сражение с Идоменеем и получает рану от его соратника Мериона. После смерти Париса Деифоб становится мужем Елены. Во время взятия Трои погибает от руки ворвавшегося в его дом Менелая (Apo ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru