Микула Селянинович

Источник: http://myfhology.narod.ru

 
 Микула Селянинович - в славянской мифологии герой-богатырь. Хотя он не упоминается среди киевских богатырей, не встретим мы его на княжеских пирах, и не участвует он в сражениях. Микула Селянинович — богатырь-пахарь, мужик. Рядом с богатырем в былине оказывается князь Вольга, и поначалу именно через него узнается Микула. Вольга с дружиной едет в пожалованные ему великим князем города за данью Здесь по пути и происходит встреча князя с пахарем. Сначала Вольга только слышит его. 

Как орет. в поле оратай*, посвистывает. 
Сошка у оратая поскрипывает, 
Омешики** по камешкам почирикивают.

И только на третий день, приблизившись наконец к пахарю, князь видит, как идет работа. 

Как орет в поле оратай, посвистывает. 
А бороздочки да он пометывает, 
А пенье, коренья вывертывает, 
А большие-то камни в борозду валит.

 В этой картине есть детали, характерные для земледельческого труда северного русского крестьянина: это ему приходилось превращать в пахотные земли участки, заваленные валунами, и корчевать лес. Но одновременно рисуется «раздольицо чисто поле», которого на севере быть не могло. Как обычно в былинах, здесь сливается воедино то, что в действительности никогда вместе не существует. В результате такого слияния создается идеальная картина.
Непривычно дороги и красивы орудия пахоты:

У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее шелковые,
Сошка у оратая кленовая, 
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный, 
А рогачик-то у сошки красна золота.

И наконец Вольга видит самого пахаря за работой:

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя,
У оратая сапожки зелен сафьян, —
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту, пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйио прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.

Не правда ли, Микула мало похож на человека, занятого тяжелой пахотой. Своим обликом он скорее напоминает богатыря-щеголя Чурилу Пленковича, готовящегося к «состязанию» с Дюком. Кудри, брови соболиные — это детали из свадебных песен, изображаю-щих красавца жениха. Былина не считается с требованиями правдоподобия, когда нужно создать идеальный портрет героя. Вольга предлагает Микуле ехать с ним — оказывается, пахарь не в ладах с горожанами и готов помочь князю. Микула согласен — но нужно убрать соху, чтобы те же мужики не позарились на нее. Вольга посылает дружинников выдернуть соху из земли, вытряхнуть земельку и забросить «сошку за ракитов куст». Но они не в силах это сделать.

Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенъкой,
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли оц повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.

И еще одна подробность: крестьянская кобыла неожиданно обнаруживает превосходство над боевым Вольгиным конем. 

Как хвост-то у ней расстилается, 
А грива-то у ней завивается, 
У оратая кобыла ступью пошла. 
А Вольгин конь да ведь наскакивает,
 У оратая кобыла грудью пошла, 
 А Вольгин конь да оставается.

Престижу князя-воина нанесен сильнейший удар: кобыла, приученная к тому лишь только, чтобы тащить соху, обгоняет запросто его боевого коня да и выглядит эффектнее. Князь вынужден проявить к неизвестному пахарю почтение.

— Ай же ты оратай-оратаюшко! 
Как-то тебя да именем зовут,
 Нарекают тебя да по отечеству? 

С таким вопросом в Древней Руси к простому крестьянину не обращались. Об имени-отчестве спрашивали людей значительных, с родословной, например, приезжих богатырей. Ответ оратая утверждает иные ценности.

— Ай же ты Вольга Святославович! 
Я как ржи-то сложу
да домой выволочу, 
Домой выволочу да дома вымолочу, 
А я пива наварю да мужичков напою, 
— А тут станут мужички меня похваливати:
Молодой Никуда Селянович!

Так в былине прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика, превосходство его в этом смысле над князем и его слугами.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Фу Хай

   Фу Хай, в мифологии народности ман во Вьетнаме первопредок людей. Фу Хай и его младшая сестра, предупреждённые чудесной птицей о грядущем потопе, укрылись в огромной тыкве, захватив с собой животных и семена растений. Когда после потопа схлынула вода, тыква оказалась на вершине горы. Поскольку в живых из всего людского рода остались только Фу Хай  с сестрой, они по совету черепахи и бамбукового деревца сочетались браком. Фу Хай разрезал тыкву, а его жена посадила в землю семе ...
подробнее

Аэдона

           Аэдона  («соловей»),  в греческой мифологии супруга фиванского героя Зета. Аэдона завидовала своей невестке Ниобе, жене Амфиона (брат Зета), имевшей многочисленное потомство. Она попыталась убить старшего сына Ниобы, но по ошибке убила   своего   собственного   сына Итила. Из жалости к ней боги превратили несчастную в соловья, на что указывает имя героини.  Существует иная версия мифа об Аэдоне, убившей сына вместе со своей сестрой Хелидоной ...
подробнее

Эллин

Эллин, Геллен, в греческой мифологии царь Фессалии, внук Прометея, сын Девкалиона (вариант: сын Зевса) и Пирры. От нимфы   Орсеиды Эллин имел сыновей Эола, Дора и Ксуфа (Apollod. I 7, 2-3). Эллин - мифический родоначальник эллинов, эпоним Эллады, а его сыновья и внуки - эпонимы основных греческих племён. В этиологическом мифе об Эллине подчёркивается общее происхождение греческих племен.
подробнее

Ланьеин и Амонг

Ланьеин и Амонг, в мифологии каренов в Бирме (тибето-бирманская группа) брат и сестра, первоначальная пара людей. Много сотен или тысяч лет они жили в местности Эла. Сеткья сын небесного духа, дал им магический барабан. Когда в него стучали, убега ли хищные звери и исполнялись желания. Однажды Амонг рассердилась на Ланьеина и коварно по советовала ему сменить на барабане шкуру, после чего он потерял свою силу. Ланьеин и Амонг перестали доверять друг другу и в конце концов расстались. Амонг ушла в местнос ...
подробнее

Мохини

  Мохини (др.-инд. mohini, «сводящая с ума», «чаровница»), в индуистской мифологии одна из аватар   Вишну, воплотившегося в прекрасную женщину. Согласно пуранической легенде, Вишну принял вид Мохини во время пахтанья океана богами и асурами, когда асуры овладели появившейся из океана чашей с амритой и начали спорить, кому из них должно принадлежать право первого глотка. Пленённые красотой Мохини, асуры предоставили ей решение спора, обязавшись беспрекос ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru