Михаил; в иудаистической, христианской, а также
мусульманской (см.
Микал) мифологиях великий архангел.
Народная этимология даёт осмысление имени Михаила как «кто, как бог?».
Имя это засвидетельствовано у семитских народов в древности. В Ветхом завете
Михаил выступает как «князь» еврейского народа («князь великий, стоящий
за сынов народа»; Дан. 12, 1), защищающий народ от соперничающего «князя»
(т. е. ангела) «царства Персидского» (10, 13 и 21), и как «архистратиг»,
предводитель небесного воинства в окончательной эсхатологической битве
против сил зла (12, 1). В последней функции он выступает и в Апокалипсисе
(12, 7), где сражается с драконом
(дьяволом, сатаной), что можно рассматривать как вариант древнего змееборческого
мифа (см. Змей). В апокрифической
эсхатологической литературе он изображается борющимся с ангелом зла Самаэлем
(в более поздней традиции - с сатаной); вражда между ними началась с того
момента, когда Самаэль, низвергнутый с небес, ухватился за крылья Михаила,
чтобы увлечь его в преисподнюю,
однако Михаил был спасён богом. Агадическая традиция приписывает Михаилу
роль защитника: он спасает Авраама (а также
трёх отроков) из огненной печи, выводит Лота из обречённого
Содома,
спасает от смерти Исаака, поставив на его место барашка,
является предводителем израильтян в пустыне во время их исхода из Египта
и др. Помимо миссии воинственного заступничества Михаил выступает в роли
ангела милосердия и просителя людей перед богом. Он является также «ангелом
предстояния», стоящим вместе с Гавриилом
перед троном божьим (кн. Еноха 9, 1; 40, 2; 90, 22; Таргум
Иов 25, 2). Здесь, как и в функции предводителя и заступника, образ
Михаила сливается с Метатроном, а в функции
вестника (он сообщает Аврааму о пленении Лота, о рождении Исаака и др.)
- с Гавриилом. Как предстоящий перед троном он является одновременно ангелом-писцом,
заносящим имена праведников в книгу, а также ангелом - хранителем таинственных
письмен, и среди них - магических слов, которыми были сотворены небеса
и земля (ср. кн. Еноха 60, 12). Отсюда его функция
учителя. Михаил посвятил в чудеса мироздания Адама
и Сифа («Апокалипсис Моисея»
3, 13), научил Адама земледелию, а Авраама богопознанию, он же был
учителем Моисея, которому на горе Синай передал
скрижали Закона. Здесь проясняется функция Михаила. как посредника между
богом и людьми. Михаил выступает также в роли психопомпа - проводника душ,
которые он сопровождает к воротам небесного Иерусалима, помогая
им их открыть, или же стоит со своей ратью у этих ворот, разрешая вход
праведникам (эфиопский «Апокалипсис Варуха» 9, 5). Михаилу
было поручено взять душу Авраама («Завет Авраама» 19),
он же «говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле» (Иуд.
9 и др.). В христианской традиции он несёт в облаках тело усопшей
богоматери. В православной традиции Михаил играет гармонирующую с исконной
ролью учителя роль культурного героя, обучающего людей скотоводству, хлебопашеству
и ремёслам (ср. иконографию святых Флора и Лавра с конями, уздечки которых
держит архангел Михаил, клейма на иконах «Собора архангела Михаила»). Образ
Михаила широко представлен в искусстве, в частности в древнерусском (считался
покровителем князей и ратной славы).
Отзывы
Читайте также:
Аэдона
Аэдона («соловей»), в греческой мифологии супруга фиванского
героя Зета. Аэдона завидовала своей невестке
Ниобе, жене Амфиона
(брат Зета), имевшей многочисленное потомство. Она ... подробнее
Христофор
Христофор (греч, букв. «христоносец», лат.
Christophorus, Christoferus), в христианских преданиях мученик, пострадавший
ок. 250 в Ликии при императоре Деции; последующая традиция подвергает ... подробнее
Нахуша
Нахуша (санскр. Nahusa), мифический древнеиндийский царь, сын Аюса,
внук Пурураваса и отец Яяти.
Легенда о Нахуше, возвеличивающая брахманов, несколько раз с небольшими
вариациями рассказана в ... подробнее
Барзу
Барзу – в иранской мифологии богатырь, сун Сухраба, внук Рустама. Б. была посвящена сохранившаяся во фрагментах эпическая поэма «Барзунома» (припи-сывается автору 11 в. Ходжа Ата ибн ... подробнее
Вишвамитра
Вишвамитра, в ведийской и индуистской мифологии мудрец, который был
рождён кшатрием, но своими аскетическими подвигами добился положения брахмана
и стал одним из семи божественных риши. Вишвамитра ... подробнее