Михаил (архангел)

Источник: http://myfhology.narod.ru

     Михаил; в иудаистической, христианской, а также мусульманской (см. Микал) мифологиях великий архангел. Народная этимология даёт осмысление имени Михаила как «кто, как бог?». Имя это засвидетельствовано у семитских народов в древности. В Ветхом завете Михаил выступает как «князь» еврейского народа («князь великий, стоящий за сынов народа»; Дан. 12, 1), защищающий народ от соперничающего «князя» (т. е. ангела) «царства Персидского» (10, 13 и 21), и как «архистратиг», предводитель небесного воинства в окончательной эсхатологической битве против сил зла (12, 1). В последней функции он выступает и в Апокалипсисе (12, 7), где сражается с драконом (дьяволом, сатаной), что можно рассматривать как вариант древнего змееборческого мифа (см. Змей). В апокрифической эсхатологической литературе он изображается борющимся с ангелом зла Самаэлем (в более поздней традиции - с сатаной); вражда между ними началась с того момента, когда Самаэль, низвергнутый с небес, ухватился за крылья Михаила, чтобы увлечь его в преисподнюю, однако Михаил был спасён богом. Агадическая традиция приписывает Михаилу роль защитника: он спасает Авраама (а также трёх отроков) из огненной печи, выводит Лота из обречённого Содома, спасает от смерти Исаака, поставив на его место барашка, является предводителем израильтян в пустыне во время их исхода из Египта и др. Помимо миссии воинственного заступничества Михаил выступает в роли ангела милосердия и просителя людей перед богом. Он является также «ангелом предстояния», стоящим вместе с Гавриилом перед троном божьим (кн. Еноха 9, 1; 40, 2; 90, 22; Таргум Иов 25, 2). Здесь, как и в функции предводителя и заступника, образ Михаила сливается с Метатроном, а в функции вестника (он сообщает Аврааму о пленении Лота, о рождении Исаака и др.) - с Гавриилом. Как предстоящий перед троном он является одновременно ангелом-писцом, заносящим имена праведников в книгу, а также ангелом - хранителем таинственных письмен, и среди них - магических слов, которыми были сотворены небеса и земля (ср. кн. Еноха 60, 12). Отсюда его функция учителя. Михаил посвятил в чудеса мироздания Адама и Сифа («Апокалипсис Моисея» 3, 13), научил Адама земледелию, а Авраама богопознанию, он же был учителем Моисея, которому на горе Синай передал скрижали Закона. Здесь проясняется функция Михаила. как посредника между богом и людьми. Михаил выступает также в роли психопомпа - проводника душ, которые он сопровождает к воротам небесного Иерусалима, помогая им их открыть, или же стоит со своей ратью у этих ворот, разрешая вход праведникам (эфиопский «Апокалипсис Варуха» 9, 5). Михаилу было поручено взять душу Авраама («Завет Авраама» 19), он же «говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле» (Иуд. 9 и др.). В христианской традиции он несёт в облаках тело усопшей богоматери. В православной традиции Михаил играет гармонирующую с исконной ролью учителя роль культурного героя, обучающего людей скотоводству, хлебопашеству и ремёслам (ср. иконографию святых Флора и Лавра с конями, уздечки которых держит архангел Михаил, клейма на иконах «Собора архангела Михаила»). Образ Михаила широко представлен в искусстве, в частности в древнерусском (считался покровителем князей и ратной славы).

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Эпей

Эпей - в греческой мифологии участник Троянской войны, строитель деревянного коня. Образ Эпея отмечен в античной традиции некоторой противоречивостью. Он один из наименее уважаемых ахейских ...
подробнее

Урасима

Урасима, Урасима-Таро, в японской мифологии рыбак, посетивший дворец морского царя. Однажды Урасима спас морскую черепаху, и она в благодарность за своё спасение предложила ему посетить владения ...
подробнее

Тисамен

Тисамен, в греческой мифологии:  1) сын Ореста и Гермионы (вариант: Эригоны), правивший в Спарте и убитый в борьбе с Гераклидами. По другой версии, Гераклиды изгнали Тисамена из Аргоса и Спарты, ...
подробнее

Сань Мао

      Сань Мао («трое Мао»), Сань-Мао-цзюнь («три государя Мао»), в поздней китайской народной мифологии братья по фамилии Мао - Ин, Гу и Чжун, популярные святые даосского толка. По преданию, они ...
подробнее

Икшваку

Икшваку (др.-инд. Iksvaku), в древнеиндийской мифологии царь, живший в начале третаюги (см. Юга). Будучи старшим сыном Ману Вайвасваты, Икшваку появился на свет из его ноздри, когда тот чихнул ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru