Михаил (архангел)

Источник: http://myfhology.narod.ru

     Михаил; в иудаистической, христианской, а также мусульманской (см. Микал) мифологиях великий архангел. Народная этимология даёт осмысление имени Михаила как «кто, как бог?». Имя это засвидетельствовано у семитских народов в древности. В Ветхом завете Михаил выступает как «князь» еврейского народа («князь великий, стоящий за сынов народа»; Дан. 12, 1), защищающий народ от соперничающего «князя» (т. е. ангела) «царства Персидского» (10, 13 и 21), и как «архистратиг», предводитель небесного воинства в окончательной эсхатологической битве против сил зла (12, 1). В последней функции он выступает и в Апокалипсисе (12, 7), где сражается с драконом (дьяволом, сатаной), что можно рассматривать как вариант древнего змееборческого мифа (см. Змей). В апокрифической эсхатологической литературе он изображается борющимся с ангелом зла Самаэлем (в более поздней традиции - с сатаной); вражда между ними началась с того момента, когда Самаэль, низвергнутый с небес, ухватился за крылья Михаила, чтобы увлечь его в преисподнюю, однако Михаил был спасён богом. Агадическая традиция приписывает Михаилу роль защитника: он спасает Авраама (а также трёх отроков) из огненной печи, выводит Лота из обречённого Содома, спасает от смерти Исаака, поставив на его место барашка, является предводителем израильтян в пустыне во время их исхода из Египта и др. Помимо миссии воинственного заступничества Михаил выступает в роли ангела милосердия и просителя людей перед богом. Он является также «ангелом предстояния», стоящим вместе с Гавриилом перед троном божьим (кн. Еноха 9, 1; 40, 2; 90, 22; Таргум Иов 25, 2). Здесь, как и в функции предводителя и заступника, образ Михаила сливается с Метатроном, а в функции вестника (он сообщает Аврааму о пленении Лота, о рождении Исаака и др.) - с Гавриилом. Как предстоящий перед троном он является одновременно ангелом-писцом, заносящим имена праведников в книгу, а также ангелом - хранителем таинственных письмен, и среди них - магических слов, которыми были сотворены небеса и земля (ср. кн. Еноха 60, 12). Отсюда его функция учителя. Михаил посвятил в чудеса мироздания Адама и Сифа («Апокалипсис Моисея» 3, 13), научил Адама земледелию, а Авраама богопознанию, он же был учителем Моисея, которому на горе Синай передал скрижали Закона. Здесь проясняется функция Михаила. как посредника между богом и людьми. Михаил выступает также в роли психопомпа - проводника душ, которые он сопровождает к воротам небесного Иерусалима, помогая им их открыть, или же стоит со своей ратью у этих ворот, разрешая вход праведникам (эфиопский «Апокалипсис Варуха» 9, 5). Михаилу было поручено взять душу Авраама («Завет Авраама» 19), он же «говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле» (Иуд. 9 и др.). В христианской традиции он несёт в облаках тело усопшей богоматери. В православной традиции Михаил играет гармонирующую с исконной ролью учителя роль культурного героя, обучающего людей скотоводству, хлебопашеству и ремёслам (ср. иконографию святых Флора и Лавра с конями, уздечки которых держит архангел Михаил, клейма на иконах «Собора архангела Михаила»). Образ Михаила широко представлен в искусстве, в частности в древнерусском (считался покровителем князей и ратной славы).

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Бома

            БОМА (от санскр. «земной»), мифологический герой яванцев и малайцев (Западная Индонезия и Западная Малайзия), один из центральных персонажей средневековой литературы. Сын Ибу Пертиви от Санг Хьянг Висну (индуистской Вишну) и воспитанник Батара Брамы (индуистский Брахма).   Бома  олицетворяет  собой неодолимую силу земных недр, нижнего мира. Бома — страшный великан, в войске которого состоят его братья-великаны, родившиеся из последа Ибу Пертиви. Он борется ...
подробнее

Тесей

Тесей, Тезей, в греческой мифологии сын афинского царя Эгея и Эфры. Имя Тесей указывает на силу (возможно, от догреческого пеласгического: «быть сильным»). Он принадлежит к поколению героев до Троянской войны (в ней участвуют уже сыновья великих героев прошлого). Для старика Нестора Тесей, «на бессмертных похожий», сильнее и храбрее героев периода Троянской войны. Тесей скорее аттический, а не общегреческий герой (как Геракл), но приписываемая ему преобразовательская деятельнос ...
подробнее

Меропа

Меропа, в греческой мифологии:  1) супруга Гераклида Кресфонта, царя Мессении. Когда родственник Кресфонта Полифонт убил царя и двух его сыновей, захватил престол и принудил Меропу выйти за него замуж, ей удалось укрыть младшего сына, тоже Кресфонта (источники иногда называют его Эпитом), у друзей в Этолии (по другой версии - у отца Меропы Кипсела в Аркадии). Меропа поддерживала связь с сыном через старого слугу. Полифонт, зная о том, что сын Меропы жив, назначил большую награду за ...
подробнее

Спентодата

Спентодата [авест. «созданный (дарованный) благочестием», т. е. богиней Спента Армайти, землёй, следовательно, сын земли], в иранской мифологии один из наиболее древних персонажей. Упомянут уже в «Фарвардин-яште» (103). Поздние формы имени - Спанддат, Исфендиад и Исфандияр. В силу своего происхождения Спентодата неуязвим для обычного оружия. [В «Шахнаме» неуязвимость Спентодата-Исфандияра - следствие заклятия, произнесённого Зардуштом (Заратуштрой), а по более поздней версии её обеспечило про ...
подробнее

Сухраб

Сухраб (фарси), герой иранского эпоса, сын Рустама. Мать Сухраба Тахмина, дочь саманганского царя из рода Заххака, рождает его после отъезда Рустама из Самангана, Рустам не знает сына. Сухраб служит туранскому царю Афрасиабу, который приказывает ему выступить против Ирана. Сухраб вступает в бой с охраняющим пограничный Белый замок богатырём Хаджером и пленит его, с богатырской девой Гурдофарид, которая хитростью спасается от одолевшего её Сухраба. Однако, происходя от сил зла, Сухраб обречё ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru