Михаил Потык

Источник: http://myfhology.narod.ru


       Михаил Потык - герой славянских былин. Рассказы о женитьбе богатырей, которых довольно много, редко имеют счастливую развязку — чаще брак оборачивается бедой. Понять, в чем тут дело, позволяет отчасти история о Михаиле Потыке. В Древней Руси она, видимо, пользовалась большой популярностью — от XVII века дошло несколько ее письменных пересказов с таким типовым названием: «Сказание о трех богатырях свето-русских — о Илье Муромце, о Михаиле Потоке, о Алеше Поповиче». Князь Владимир дает богатырям одинаковые поручения — собрать в трех землях дань. Михаил Потык едет у берега синего моря и видит: плавает по морю лебедь белая. Он достает из колчана стрелу, чтобы убить птицу, а та говорит человеческим голосом: «Ох ты ой еси, русский богатырь Михаил Поток Иванович, не стреляй меня, лебедь белую... стану пред тобой красною девицею». Она сразу полюбилась Михаилу, он взял ее за руки белые, поцеловал в уста сахарные, посадил на своего коня. Произошло то, что нередко бывает в народном эпосе: герой неожиданно для себя встречает свою суженую. По возвращении в Киев девушку крестят, и их венчают. Ей дают имя Лебедь Белая, Авдотья Лиховидовна.
Купец из Золотой орды, увидев красоту Авдотьи, рассказывает о ней царю Кощею. Тот, чтобы завладеть Авдотьей, осаждает Киев и — пока Михаил отсутствует — требует, чтобы Владимир отдал ему женщину. Киевляне согласны на это требование. В этот момент возвращается Михаил. «Собаки мужики киевляне! Сделали бы они так со своими женами и дочерьми. А я буду за свою жену биться с погаными в чистом поле». Кощей едва убегает с остатками своего войска. Так повторяется еще раз. Вернувшись с победой, Михаил узнает, что жена его умерла. Богатырь оплакивает ее и при этом говорит странные слова: «Помню я, что у меня с тобою молвлено и договорено:
если кто умрет первый, тот, кто остался, — живым в могилу пойдет». В текстах былины, записанных в XIX—XX веках, это условие предлагает Лебедь Белая в момент заключения брака. Здесь — завязка всего конфликта:
Авдотья Лиховидовна пришла из чужого, враждебного человеку мира, она колдунья и волшебница, и цель ее — погубить Потыка, а не устроить с ним счастливую семейную жизнь. Она «умрет», то есть вернется в свой мир, и уведет с собою богатыря. Между тем Потык не подозревает ничего: он верен слову, а кроме того — он любит свою жену и готов разделить с нею смертную судьбу. Киевляне поражены — нигде такого не слыхано и не видано, чтобы живые ложились с мертвыми. Но переубедить Потыка невозможно, он велит устроить каменную гробницу для двоих. Владимир же оставляет у могилы сторожей — на тот случай, если богатырь будет кричать, чтобы его выпустили. Ночью появляются два змееныша, Михаил схватывает их и рвет надвое. Чтобы оживить детей, змея приносит живую воду, и с помощью ее Михаил оживляет жену. Они возвращаются на землю.
Между тем снова является Кощей и в отсутствие Михаила увозит Авдотью. Жена-волшебница становится женой-предательницей:
она «прельстилась» на обещание Кощея сделать ее царицей Золотой орды. Теперь цель ее — погубить Михаила. Когда он догоняет их, Авдотья притворно просит взять ее обратно в Киев, а сама дает мужу «питье пьяное» и предлагает Кощею убить спящего. Тот отка-зывается. Они уезжают, оставив Потыка в чистом поле. Богатырь опять догоняет их и вновь поддается на ложь Авдотьи: он доверчив и не догадывается о предательстве. Теперь — для верности — Авдотья не только опаивает его, но и превращает в камень. На поиски пропавшего богатыря отправляются Илья и Алеша. Они останавливаются на отдых у белого камня. Здесь же отдыхает странник. Утром он признается, что видел во сне, будто неподалеку от камня зарыт клад. Сокровище находят, и странник делит его на четыре части. Кому же четвертая? Тому, кто поднимет этот камень. Ни Илье, ни Алеше это не удается, а странник легко перебросил его через плечо и тут же исчез. А из камня выскочил Михаил Потык. Богатыри узнают, что «разбудил» Михаила его покровитель Михаил Архангел. Богатыри отправляются на поиски Авдотьи, чтобы убить ее. Когда они приходят в царство Кощея, Михаил просит товарищей остаться в поле, а сам идет к Лебеди Белой. Та опять произносит покаянные слова, и опять Михаил верит жене. Она подносит ему питье, а затем приковывает к стене, сама же тешится игрой в шахматы с Кощеем. Дочь Кощея жалеет богатыря, освобождает его и приносит ему оружие. Он вызывает товарищей, и они побивают силу Кощееву, а Лебедь Белую «привязали к добру коню за хвост и пустили в далече во чисто поле».
Мир в былинах бывает жестоким и немилосердным, но богатыри чаще всего поступают согласно справедливости, хотя и терпят от вероломства и предательства. Михаилу Потыку помогает одержать победу богатырская дружба и помощь свыше: люди Древней Руси твердо верили в надежность этих сил.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Иван - дурак

  Иван-дурак -  персонаж русских волшебных сказок. Исследователи не пришли к однозначному мнению о происхождении образа. Е.М. Мелетинский считает, что образ гонимого героя был заимствован волшебной сказкой из мифологических преданий, поскольку отдельные мотивы, составляющие сюжеты сказок об Иване, распространены в мифологии разных народов. Иван - третий и младший из братьев. Он появляется на свет в крестьянской семье, но чаще всего не занимается никаким полезным трудом, в о ...
подробнее

Баво

              БАВО, мифический родоначальник хауса (Западный Судан), змееборец. Согласно одному из вариантов мифа, в страну хауса, где правила великая охотница Даура, явился чужеземец из страны Берну. Даура согласилась на брак с ним при условии, что муж не будет спать с нею. Она дала мужу в наложницы свою рабыню, которая, родив сына, стала презирать госпожу. Разгневанная Даура сняла свою охотничью мужскую одежду, надела украшения и женские одежды, пошла к мужу и спала с ним...
подробнее

Эвриал

Эвриал, в греческой мифологии:  1) сын Мекистея, правнук Бианта, участник Троянской войны. Прибыл под Трою на аргосских кораблях под предводительством Диомеда. Искусный кулачный боец (Нош. П. II 559-568; VI 20-28; XXIII 676 след.; Apollod. I 9, 16). Существует вариантах мифов об Эвриале, где он является участником похода аргонавтов, а также похода эпигонов против Фив под предводительством ...
подробнее

Бхарата

            Бхарата (др.-инд. букв. «воспитанный»), в индийской мифологии и эпической литературе: 1) родоначальник племени бхаратов, многократно упоминаемого в «Ригведе»; 2) согласно легенде, изложенной в « Вишну пуране» и «Бхагавата-пуране» , — древний царь, отказавшийся от трона ради жизни благочестивого отшельника. Однажды Бхарата спас в лесу детёныша антилопы, воспитал его и всю жизнь о нём заботился. Поэтому в следующем рождени ...
подробнее

Билкис

Савская царица, легендарная царица Сабейсвого царства (Сабы) в Южной Аравии. Согласно ветхозаветному преданию, Савская царица, услышав о славе царя Соломона, пришла в Иерусалим испытать его загадками и изумилась его мудрости (3 Царств 10, 1-13). В легендах агады государство царицы Савской.- волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны. Соломон, в случае отказа Савской царицы явиться к нему, угрожает наслат ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru