Михаил Потык - герой славянских былин. Рассказы о женитьбе богатырей, которых
довольно много, редко имеют счастливую развязку — чаще брак оборачивается
бедой. Понять, в чем тут дело, позволяет отчасти история о Михаиле Потыке.
В Древней Руси она, видимо, пользовалась большой популярностью — от XVII
века дошло несколько ее письменных пересказов с таким типовым названием:
«Сказание о трех богатырях свето-русских — о Илье
Муромце, о Михаиле Потоке, о Алеше
Поповиче». Князь Владимир дает богатырям одинаковые поручения
— собрать в трех землях дань. Михаил Потык едет у берега синего моря и
видит: плавает по морю лебедь
белая. Он достает из колчана стрелу, чтобы убить птицу, а та говорит человеческим
голосом: «Ох ты ой еси, русский богатырь Михаил Поток Иванович, не стреляй
меня, лебедь белую... стану пред тобой красною девицею». Она сразу полюбилась
Михаилу, он взял ее за руки белые, поцеловал в уста сахарные, посадил на
своего коня. Произошло то, что нередко бывает в народном эпосе: герой неожиданно
для себя встречает свою суженую. По возвращении в Киев девушку крестят,
и их венчают. Ей дают имя Лебедь Белая, Авдотья Лиховидовна.
Купец из Золотой орды, увидев красоту Авдотьи, рассказывает о ней царю
Кощею.
Тот, чтобы завладеть Авдотьей, осаждает Киев и — пока Михаил отсутствует
— требует, чтобы Владимир отдал ему женщину. Киевляне согласны на это требование.
В этот момент возвращается Михаил. «Собаки мужики киевляне! Сделали бы
они так со своими женами и дочерьми. А я буду за свою жену биться с погаными
в чистом поле». Кощей едва убегает с остатками своего войска. Так повторяется
еще раз. Вернувшись с победой, Михаил узнает, что жена его умерла. Богатырь
оплакивает ее и при этом говорит странные слова: «Помню я, что у меня с
тобою молвлено и договорено:
если кто умрет первый, тот, кто остался, — живым в могилу пойдет».
В текстах былины, записанных в XIX—XX веках, это условие предлагает Лебедь
Белая в момент заключения брака. Здесь — завязка всего конфликта:
Авдотья Лиховидовна пришла из чужого, враждебного человеку мира, она
колдунья и волшебница, и цель
ее — погубить Потыка, а не устроить с ним счастливую семейную жизнь. Она
«умрет», то есть вернется в свой мир, и уведет с собою богатыря. Между
тем Потык не подозревает ничего: он верен слову, а кроме того — он любит
свою жену и готов разделить с нею смертную судьбу. Киевляне поражены —
нигде такого не слыхано и не видано, чтобы живые ложились с мертвыми. Но
переубедить Потыка невозможно, он велит устроить каменную гробницу для
двоих. Владимир же оставляет у могилы сторожей — на тот случай, если богатырь
будет кричать, чтобы его выпустили. Ночью появляются два змееныша, Михаил
схватывает их и рвет надвое. Чтобы оживить детей, змея приносит живую воду,
и с помощью ее Михаил оживляет жену. Они возвращаются на землю.
Между тем снова является Кощей и в отсутствие Михаила увозит Авдотью.
Жена-волшебница становится женой-предательницей:
она «прельстилась» на обещание Кощея сделать ее царицей Золотой орды.
Теперь цель ее — погубить Михаила. Когда он догоняет их, Авдотья притворно
просит взять ее обратно в Киев, а сама дает мужу «питье пьяное» и предлагает
Кощею убить спящего. Тот отка-зывается. Они уезжают, оставив Потыка в чистом
поле. Богатырь опять догоняет их и вновь поддается на ложь Авдотьи: он
доверчив и не догадывается о предательстве. Теперь — для верности — Авдотья
не только опаивает его, но и превращает в камень. На поиски пропавшего
богатыря отправляются Илья и Алеша. Они останавливаются на отдых у белого
камня. Здесь же отдыхает странник. Утром он признается, что видел во сне,
будто неподалеку от камня зарыт клад. Сокровище находят, и странник делит
его на четыре части. Кому же четвертая? Тому, кто поднимет этот камень.
Ни Илье, ни Алеше это не удается, а странник легко перебросил его через
плечо и тут же исчез. А из камня выскочил Михаил Потык. Богатыри узнают,
что «разбудил» Михаила его покровитель Михаил Архангел. Богатыри отправляются
на поиски Авдотьи, чтобы убить ее. Когда они приходят в царство Кощея,
Михаил просит товарищей остаться в поле, а сам идет к Лебеди Белой. Та
опять произносит покаянные слова, и опять Михаил верит жене. Она подносит
ему питье, а затем приковывает к стене, сама же тешится игрой в шахматы
с Кощеем. Дочь Кощея жалеет богатыря, освобождает его и приносит ему оружие.
Он вызывает товарищей, и они побивают силу Кощееву, а Лебедь Белую «привязали
к добру коню за хвост и пустили в далече во чисто поле».
Мир в былинах бывает жестоким и немилосердным, но богатыри чаще всего
поступают согласно справедливости, хотя и терпят от вероломства и предательства.
Михаилу Потыку помогает одержать победу богатырская дружба и помощь свыше:
люди Древней Руси твердо верили в надежность этих сил.
Отзывы
Читайте также:
Кий
Кий, в восточнославянской мифологии герой. Согласно легенде (в «Повести
временных лет») Кий с младшими братьями Щеком и Хоривом
- основатель Киева: каждый основал поселение на одном из трёх ... подробнее
Нара
Нара (др.-инд. Nara, «человек, мужчина, муж»), в древнеиндийской мифологии
божественный мудрец (риши), всегда выступающий
в паре с риши Нараяной. В «Рамаяне» (7, 53)
Рама предсказывает будущее ... подробнее
Филира
Филира - в греческой мифологии, одна из любимых нимф
Кроноса, мать кентавра
Хирона. Опасаясь ревности своей супруги Реи,
Кронос превратил Филиру в кобылу. Филира наряду с Хироном являлась ... подробнее
Макария
Макария, в греческой мифологии единственная дочь Геракла
от Деяниры. Ради победы своих братьев
Гераклидов над Эврисфеем
Макария покончила с собой, так как оракул предсказал, что победа
будет ... подробнее
Муса
Муса, в мусульманской мифологии пророк. Соответствует
библейскому Моисею. Коранический рассказ о Мусе
(см. 2:48-130; 7:101-160; 10:76-88; 20:8-97; 26:9-67; 28:2-
76; 40:24-56) следует в основном ... подробнее