Морозко (Мороз) Персонаж сказочного и обрядового фольклора.
Представление о Морозко в русском фольклоре отличается разнообразием
вариантов. В сказках это величественный старик, живущий в лесной
избушке. Он может насылать непереносимый мороз, испытывать героев и одаривать
их по заслугам. Так, в распространенном сказочном сюжете Морозко щедро
награждает трудолюбивую падчерицу и жестоко наказывает ленивую и нерадивую
дочь хозяйки.
В народных быличках Мороз предстает в образе маленького старичка с
длинной седой бородой. Он обегает поля и леса с колотушкой и наводит трескучие
морозы. Вместе с тем, временами Морозко предстает и в образе богатыря или
великана,
который проходит по лесу и сковывает деревья и воду.
У лесных народов с образом Мороза связан обряд его кормления (ублажения).
Он производится накануне Рождества. Старший член семьи выходит на порог
и предлагает Морозу чашку киселя или каши, вежливо приглашая отведать пищу:
"Мороз, Мороз! Приходи кисель есть и не бей наш овес".
С распространением христианства с преданиями и сказками о Морозе переплелись
былички и поверья о новогоднем деде, широко распространенные у народов
Западной Европы. В результате этого соединения сформировалось представление
о том, что Дед Мороз живет на далеком Севере, где круглый год стоит зима.
Каждый год он отправляется в кругосветное путешествие на оленьей или конной
упряжке. В санях Мороз везет мешки с подарки для маленьких детей. Приезд
Деда Мороза означает наступление Нового года.
Отзывы
Читайте также:
Трофоний
Трофоний, в греческой мифологии беотийский герой, сын Эргина.
Вместе с братом Агамедом воздвиг ряд храмов
Посейдона в Мантинее,
входной порог Дельфийского храма, дворец Амфитриона.
Трофоний был особенно известен как прорицатель, дававший
оракулы в Лейбадейской пещере, где узнававший свою судьбу
погружался в состояние ужаса. На этом основании говорили, что Трофоний
- сын Аполлона и что
он вместе с братом выстроил своему божественному отцу не только порог,
но весь Дельфийский храм целиком и сокровищ ... подробнее
Агамемнон
АГАМЕМНОН - в греческой мифологии сын Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом Агамемнон и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. Агамемнон стал царём в Микенах (которые античная традиция часто отождествляет с соседним Аргосом) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака Агамемнон ... подробнее
Эврипил
Эврипил,
Еврипил, в греческой мифологии:
1) царь Ормениона в Фессалии, один из храбрейших участников Троянской
войны, приведший под Трою
40 кораблей (Apollod. Ill 10, 8; epit. Ill 14). Эврипил сразил многих троянских
героев, но был ранен Парисом; рану Эврипила
излечил Патрокл (Нот. II. XV 390 след.);
2) царь острова Кос, сын Посейдона
и Астипалеи. Убит Гераклом, возвращавшимся
морем из-под Трои. ... подробнее
Сослан
Сослан, Созрыко, герой осетинского нартского эпоса. Сослан родился
из камня, оплодотворённого пастухом (по другому варианту - Уастырджи,
или Бесом, или Сосаг-Алдаром) при виде обнажённой Сатаны
на берегу реки. Кузнец Курдалагон разбил
камень и оттуда вынули младенца. Сатана дала ему имя и вырастила его. Решив
стать непобедимым, Сослан потребовал, чтобы его закалили. Раскалённого
на дубовых углях Сослана Курдалагон бросил в колоду (по вине Сырдона
она оказалась короткой), наполненную волч ... подробнее
Валтасар
Валтасар, в иудаистических и христианских легендах:
1) последний вавилонский царь. По преданию, отразившемуся как в Библии,
так и у древнегреческих авторов (Геродота, Ксенофонта), в ночь взятия Вавилона
персами устроил пир («валтасаров пир»). В разгар пира, где настольными
чашами служили драгоценные сосуды, захваченные в иерусалимском храме, и
прославлялись вавилонские боги, таинственная рука начертала на стене непонятные
слова. Вавилонские мудрецы не сумели прочесть и истолковать их. То ... подробнее