Муса, в мусульманской мифологии пророк. Соответствует
библейскому Моисею. Коранический рассказ о Мусе
(см. 2:48-130; 7:101-160; 10:76-88; 20:8-97; 26:9-67; 28:2-
76; 40:24-56) следует в основном библейскому. Основные эпизоды:
чудесное спасение Мусы.-ребёнка, его воспитание при дворе Фирауна (фараона),
женитьба в Мидиане, борьба с Фирауном, объявившим себя богом и строившим
башню, чтобы достигнуть неба. Много внимания уделяется чудесам (чудо с
посохом, с прокажённой рукой и др.), рассказывается о переходе через море
и гибели преследователей, о поклонении тельцу, о ниспослании скитающимся
в пустыне «манны и перепелов».
В Коране, в отличие от библейского рассказа, Мусу спасает жена Фирауна.
Появляются мотивы наущения шайтана в эпизоде убийства Мусой египтянина
(28:14), мотив желания Мусы разжечь факел от божественного
огня (20:10; 28:29), эпизод заступничества за Мусу
некоего благочестивого человека при дворе Фирауна (40:29-31).
Особое место занимает рассказ о путешествии Мусы вместе с неким «рабом
аллаха» (18:59-81), божескую мудрость в поступках
которого Муса не мог поначалу понять (см. Хадир). Впрочем,
многие комментаторы считали, что в этом эпизоде идёт речь о другом Мусе.
Коран видит в Мусе, так же как в Исе и других пророках,
предшественника Мухаммада, учившего тому же
(42:11); поэтому проводятся прямые параллели между отношением неверных
к Мусе и Мухаммаду (73:15). Как и Мухаммада, Мусу называют колдуном (7:106)
и безумцем (26:26), ему отказываются верить, так как он просто человек
(23:49) (ср. также отношение к Пуху, Ибрахиму).
В послекораническом предании разрабатываются сказочные и волшебные
мотивы о посохе Мусы и др., а также мотивы, связывающие Мусу с Ибрахимом,
Йакубом, Каруном, Фирауном, Харуном.
Отзывы
Читайте также:
Беллерофонт
БЕЛЛЕРОФОНТ - в греческой мифологии один из главных героев старшего поколения, сын коринфского (у Гомера П. VI 152 след. — Коринф идентифицируется с городом Эфира) царя Главка (вариант: бога Посейдона), внук Сисифа. Первоначальное имя Беллерофонта — Гиппоной, но после того, как он убил коринфянина (вариант: родного брата) Беллера, его стали называть «убийца Беллера» (греч. Беллерофонт) (типичный этиологический миф). ... подробнее
Форбант
Форбант - в греческой мифологии, герой, почитавшийся на острове
Родос. По указанию оракула он прибыл на остров, чтобы избавить его от змей.
По другому варианту мифа, Форбант - знаменитый кулачный боец. В области
Беотия он занимался разбоем на дороге, ведущей в знаменитому дельфийскому
оракулу. За это Аполлон
ранил его из лука.
подробнее
Лик
Лик, в греческой мифологии:
1) фиванский царь, сын царя Гириея и нимфы
Клонии (Apollod. Ill 10, 1; вариант: сын Хтония, Apollod. Ill 5, 5), брат
Никтея
(отца Антиопы), захвативший власть в городе
и правивший в течение 20 лет, пока не был убит вместе с женой Диркой
возмужавшими сыновьями Антиопы, которую он заключил в темницу;
2) потомок Никтея. Убит Гераклом за
то, что захватил власть в ... подробнее
Эрифила
Эрифила,
в греческой мифологии дочь аргосского царя Талая, сестра
Адраста и жена прорицателя-царя
Амфиарая.
Когда Амфиарай отказался участвовать в походе семерых против Фив,
предвидя гибельный исход войны,
Полиник,
сын Эдипа, зная (по прорицанию), что помощь Амфиарая
необходима, подкупил Эрифилу
ожерельем, принадлежавшим некогда
Гармонии, и Эрифила
уговорила мужа отправиться в поход. Амфиарай же просил сына Алкмеона
отомстить за него матери, если он не вернётся. По одному из ... подробнее
Дафна
Дафна
(, «лавр»), в греческой мифологии нимфа,
дочь земли Геи и бога рек
Пенея (или Ладона). История любви Аполлона
к Дафны рассказана Овидием. Аполлон преследует Дафну, давшую слово сохранить
целомудрие и остаться безбрачной, подобно Артемиде.
Дафна взмолилась отцу о помощи, и боги превратили её в лавровое
дерево, которое тщетно обнимал Аполлон, сделавший отныне лавр своим излюбленным
и священным растением. Дафна — древнее растительное божество, вошло в круг
Аполлона, утеряв свою само ... подробнее