Мухаммад

Источник: http://myfhology.narod.ru

Мухаммад (Muhammad), Мухаммед, Мохаммед, Магомет, Магомед, в мусульманской традиции мифологизированный образ основателя ислама и мусульманского государства (ок. 570-632). Актуальное ядро мусульманских представлений о Мухаммаде составляет его деятельность как религиозного проповедника, отвергшего языческие верования и противопоставившего им учение о едином и всемогущем боге.
Мусульманская традиция рассматривает Коран - главную священную книгу ислама, как сборник проповедей, вложенных в уста Мухаммада аллахом; текст Корана, якобы хранящегося на небесах под престолом аллаха, «открывает» Мухаммаду во время его ночных бдений на горе Хира (близ Мекки) ангел Джибрил. В Коране Мухаммад - «посланник» аллаха и его пророк, один из пророков, которых аллах и раньше посылал к людям. Как и прежние пророки, Мухаммад - обыкновенный смертный человек; он не учён, и от него не следует требовать чудес; он только «предостерегатель» и «вестник» («благовеститель»), «светильник освещающий» (33:44-45), избранный аллахом для того, чтобы донести до людей истину: «Скажи: „Ведь я человек, такой же, как и вы; мне было возвещено, что бог ваш - бог единый"» (41:5). Поначалу Мухаммад и сам сомневается в истинности приходящего к нему откровения. Сходство Мухаммада с прежними пророками подчёркнуто тем, что Коран часто вкладывает в уста противников пророков прошлого те же обвинения, которые выдвигались в адрес Мухаммада (ср. Ибрахим, Муса}. Для жизнеописаний Мухаммада характерны постоянные параллели с библейскими сюжетами. Его переселение в Медину приобрело в мусульманской традиции типичные черты бегства пророка (ср. Давид, Моисей библейской мифологии).
Одновременно Мухаммад выделяется среди других пророков; он замыкает их ряд и, будучи последним, подтверждает учения предшественников (Коран называет его «печатью пророков»; 33: 40). Мухаммад возрождает «веру Ибрахима», которая провозглашается «истинной верой» для всех людей. Он восстанавливает роль Каабы (построенной Ибрахимом и превращённой язычниками в место поклонения своим ложным богам), как места поклонения единому богу, связывающего земной мир с миром небесным. Согласно мусульманской традиции, евангелические тексты содержат (или содержали изначально) указания на грядущий приход Мухаммада. Проповедь Мухаммада, таким образом, связывается с иудаистическими и христианскими представлениями; одновременно утверждается её превосходство над последними. Широкое распространение получила легенда о христианском монахе Бахире, который, встретив Мухаммада ещё мальчиком, по движению солнца, облаков и деревьев и на основании «неискажённых» текстов христианских книг узнал в нём будущего пророка (в христианской традиции мотив встречи Мухаммада с Бахирой упоминается в апокрифическом «Апокалипсисе Бахиры»).
В принципе Коран отвергает чудо как способ подтверждения истинности пророческой миссии; главным чудом ислама является сам Коран. Однако намёки на чудесные события в жизни Мухаммада присутствуют в коранических текстах. Фраза Корана: «Разве мы не раскрыли тебе твою грудь?» (94:1) - позднее трактовалась мусульманскими комментаторами как указание на то, что однажды ангелы по приказанию аллаха вынули из груди Мухаммада сердце и очистили его. На основе неясных сообщений Корана возникло предание о «ночном путешествии» Мухаммада в Иерусалим и на небеса (см. Исра, Мирадж).
Мифологические черты образа Мухаммада получили широкое распространение в представлениях народов Ближнего и Среднего Востока (рассказы о совершавшихся Мухаммадом чудесных исцелениях, открытии источников воды, оживлении бесплодных земель и т. п.). Мусульманские мистики создали образ Мухаммада - «совершенного человека», обладавшего особыми качествами и ближе всех стоявшего к аллаху. Культ Мухаммада нашёл отражение и в популярном у мусульман многих стран празднике «рождества пророка».

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Агунда

              Агунда, героиня осетинского нартского эпоса, дочь владыки Чёрной горы Сайнаг-Алдара. Агунда не имеет себе равных по красоте и изяществу: тонкий и стройный стан, длинные брови, белые, как слоновая кость, зубы. Виднейшие нарты тщетно добиваются её руки. Юный Ацамаз сумел игрой на золотой свирели очаровать Агунду. Но когда она вышла к нему из своего замка с усмешкой на устах, оскорблённый Ацамаз разбивает свирель о камни. Агунда, собрав её ...
подробнее

Аттий-Навий

         Аттий Навий - в римской мифологии учёнейший жрец-авгур. Сын простого крестьянина, который, убедившись в необыкновенных способностях Атий Навий к толкованию воли богов по поведению птиц, отдал сына учиться науке авгуров сперва к римским, а затем этрусским жрецам. Слава и авторитет Атия Навия не нравились царю Тарквинию Древнему, и тот решил подорвать доверие к его знаниям. Вызвав Атия Навия к себе, он при народе спросил, удастся ли ему задуманное им дело. Получ ...
подробнее

Урызмаг

Урызмаг, Уразмёг, герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат Хамыца. Отцом Урызмага был Ахсартаг, матерью - Дзерасса. Когда Урызмаг возмужал, он женился на красавице Эльде из рода Алагата. Вскоре подросла сестра Урызмага Сатана, которая решила выйти замуж за него, ей удалось хитростью добиться этого. У них появилось 17 сыновей, из которых 16 погибло от руки Урызмага; семнадцатый, отданный на воспитание к Донбеттыру, также был убит. Урызмаг - постоянный ...
подробнее

Сослан

Сослан, Созрыко, герой осетинского нартского эпоса. Сослан родился из камня, оплодотворённого пастухом (по другому варианту - Уастырджи, или Бесом, или Сосаг-Алдаром) при виде обнажённой Сатаны на берегу реки. Кузнец Курдалагон разбил камень и оттуда вынули младенца. Сатана дала ему имя и вырастила его. Решив стать непобедимым, Сослан потребовал, чтобы его закалили. Раскалённого на дубовых углях Сослана Курдалагон бросил в колоду (по вине Сырдона она оказалась короткой), наполненную волч ...
подробнее

Геро

Геро, в греческой мифологии жрица Афродиты (вариант: Артемиды) в городе Сест на берегу Геллеспонта, в которую влюбился юноша Леандр из Абидоса (на противоположном берегу пролива). Каждую ночь Леандр переплывал пролив, чтобы встретиться с возлюбленной, Геро зажигала на башне в Сесте огонь, и Леандр плыл по тёмному морю, глядя на пламя маяка. Однажды огонь погас, и Леандр утонул. Когда утром Геро увидела прибитый волнами к берегу труп юноши, она в отчаянии бросилась в море.        В европе ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru