Мухаммад (Muhammad), Мухаммед, Мохаммед, Магомет, Магомед, в мусульманской
традиции мифологизированный образ основателя ислама и мусульманского государства
(ок. 570-632). Актуальное ядро мусульманских представлений о Мухаммаде
составляет его деятельность как религиозного проповедника, отвергшего языческие
верования и противопоставившего им учение о едином и всемогущем боге.
Мусульманская традиция рассматривает Коран - главную священную книгу
ислама, как сборник проповедей, вложенных в уста Мухаммада аллахом; текст
Корана, якобы хранящегося на небесах под престолом аллаха, «открывает»
Мухаммаду во время его ночных бдений на горе Хира (близ Мекки) ангел
Джибрил. В Коране Мухаммад - «посланник» аллаха и его пророк,
один из пророков, которых аллах и раньше посылал к людям. Как и прежние
пророки, Мухаммад - обыкновенный смертный человек; он не учён, и от него
не следует требовать чудес; он только «предостерегатель» и «вестник» («благовеститель»),
«светильник освещающий» (33:44-45), избранный аллахом для того, чтобы донести
до людей истину: «Скажи: „Ведь я человек, такой же, как и вы; мне было
возвещено, что бог ваш - бог единый"» (41:5). Поначалу Мухаммад и сам сомневается
в истинности приходящего к нему откровения. Сходство Мухаммада с прежними
пророками подчёркнуто тем, что Коран часто вкладывает в уста противников
пророков прошлого те же обвинения, которые выдвигались в адрес Мухаммада
(ср. Ибрахим, Муса}. Для жизнеописаний Мухаммада
характерны постоянные параллели с библейскими сюжетами. Его переселение
в Медину приобрело в мусульманской традиции типичные черты бегства пророка
(ср. Давид, Моисей библейской мифологии).
Одновременно Мухаммад выделяется среди других пророков; он замыкает
их ряд и, будучи последним, подтверждает учения предшественников (Коран
называет его «печатью пророков»; 33: 40). Мухаммад возрождает «веру Ибрахима»,
которая провозглашается «истинной верой» для всех людей. Он восстанавливает
роль Каабы (построенной Ибрахимом и превращённой язычниками
в место поклонения своим ложным богам), как места поклонения единому богу,
связывающего земной мир с миром небесным. Согласно мусульманской традиции,
евангелические тексты содержат (или содержали изначально) указания на грядущий
приход Мухаммада. Проповедь Мухаммада, таким образом, связывается с иудаистическими
и христианскими представлениями; одновременно утверждается её превосходство
над последними. Широкое распространение получила легенда о христианском
монахе Бахире, который, встретив Мухаммада ещё мальчиком, по движению солнца,
облаков и деревьев и на основании «неискажённых» текстов христианских книг
узнал в нём будущего пророка (в христианской традиции мотив встречи Мухаммада
с Бахирой упоминается в апокрифическом «Апокалипсисе Бахиры»).
В принципе Коран отвергает чудо как способ подтверждения истинности
пророческой миссии; главным чудом ислама является сам Коран. Однако намёки
на чудесные события в жизни Мухаммада присутствуют в коранических текстах.
Фраза Корана: «Разве мы не раскрыли тебе твою грудь?» (94:1) - позднее
трактовалась мусульманскими комментаторами как указание на то, что однажды
ангелы по приказанию аллаха вынули из груди Мухаммада сердце и очистили
его. На основе неясных сообщений Корана возникло предание о «ночном
путешествии» Мухаммада в Иерусалим и на небеса (см. Исра, Мирадж).
Мифологические черты образа Мухаммада получили широкое распространение
в представлениях народов Ближнего и Среднего Востока (рассказы о совершавшихся
Мухаммадом чудесных исцелениях, открытии источников воды, оживлении бесплодных
земель и т. п.). Мусульманские мистики создали образ Мухаммада - «совершенного
человека», обладавшего особыми качествами и ближе всех стоявшего к аллаху.
Культ Мухаммада нашёл отражение и в популярном у мусульман многих стран
празднике «рождества пророка».
Отзывы
Читайте также:
Агунда
Агунда,
героиня осетинского нартского эпоса, дочь владыки Чёрной горы Сайнаг-Алдара.
Агунда не имеет себе равных по красоте и изяществу: тонкий и стройный стан,
длинные брови, белые, как слоновая кость, зубы. Виднейшие нарты тщетно
добиваются её руки. Юный Ацамаз сумел игрой на
золотой свирели очаровать Агунду. Но когда она вышла к нему из своего замка
с усмешкой на устах, оскорблённый Ацамаз разбивает свирель о камни. Агунда,
собрав её ... подробнее
Аттий-Навий
Аттий Навий - в римской мифологии учёнейший жрец-авгур.
Сын простого крестьянина, который, убедившись в необыкновенных способностях
Атий Навий к толкованию воли богов по поведению птиц, отдал сына учиться
науке авгуров сперва к римским, а затем этрусским жрецам. Слава и авторитет
Атия Навия не нравились царю Тарквинию Древнему, и тот решил подорвать
доверие к его знаниям. Вызвав Атия Навия к себе, он при народе спросил,
удастся ли ему задуманное им дело. Получ ... подробнее
Урызмаг
Урызмаг, Уразмёг, герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат
Хамыца. Отцом Урызмага был Ахсартаг,
матерью - Дзерасса. Когда Урызмаг возмужал, он женился на красавице Эльде
из рода Алагата. Вскоре подросла сестра Урызмага Сатана,
которая решила выйти замуж за него, ей удалось хитростью добиться этого.
У них появилось 17 сыновей, из которых 16 погибло от руки Урызмага; семнадцатый,
отданный на воспитание к Донбеттыру, также был убит. Урызмаг - постоянный ... подробнее
Сослан
Сослан, Созрыко, герой осетинского нартского эпоса. Сослан родился
из камня, оплодотворённого пастухом (по другому варианту - Уастырджи,
или Бесом, или Сосаг-Алдаром) при виде обнажённой Сатаны
на берегу реки. Кузнец Курдалагон разбил
камень и оттуда вынули младенца. Сатана дала ему имя и вырастила его. Решив
стать непобедимым, Сослан потребовал, чтобы его закалили. Раскалённого
на дубовых углях Сослана Курдалагон бросил в колоду (по вине Сырдона
она оказалась короткой), наполненную волч ... подробнее
Геро
Геро,
в греческой мифологии жрица Афродиты
(вариант: Артемиды)
в городе Сест на берегу Геллеспонта, в которую влюбился юноша Леандр
из Абидоса (на противоположном берегу пролива). Каждую ночь Леандр переплывал
пролив, чтобы встретиться с возлюбленной, Геро зажигала на башне в Сесте
огонь, и Леандр плыл по тёмному морю, глядя на пламя маяка. Однажды огонь
погас, и Леандр утонул. Когда утром Геро увидела прибитый волнами к берегу
труп юноши, она в отчаянии бросилась в море.
В европе ... подробнее