Никита
Кожемяка - герой русского эпоса.
Вот как описан подвиг этого безвестного героя в «Повести временных
лет» под 992 годом. Узнав о приходе печенегов, князь Владимир «выступил
против них, и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал
Владимир
на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону,
ни те на эту сторону. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира
и сказал ему:
"Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж
бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если аве наш муж бросит
твоего оземь, то будем разорять вас три года".
И разошлись. Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев
по лагерю, со словами:
"Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?" И не сыскался
нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших
не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и
пришел к князю один старый муж и сказал ему: "Князь! Есть у меня один сын
меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто
его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился
и разодрал кожу руками". Услышав об этом, князь обрадовался, и посла-ли
за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь все. Тот отвечал: "Князь!
Не знаю, могу ли я с ним схватиться, — испытайте меня: нет ли большого
и сильного быка?" И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить
его; возложили на него раскаленное железо и пустили. И побежал бык мимо
него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила
его рука. И сказал ему Владимир: "Можешь с ним бороться".
На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: "Есть ли муж? Вот
наш готов!" Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись
обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен.
И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он
среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг
против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил печенежина
руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги,
и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали их. Владимир же обрадовался
и заложил город у брода того, и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу
отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже...»
В более поздних летописях безвестного отрока называют по имени: Ян
Усмошвец (то есть сапожник, шорник — «шьющий кожу», от слова «усмие» —
кожа). Предание с таким сюжетом сохранялось в течение веков в устной традиции:
в XIX веке на Украине оно записано с именем Кирилла Кожемяки, в России
— с именем Никиты Кожемяки.
Все главные мотивы летописного предания соответствуют духу былин: в
них тоже враг требует выставить поединщика, и князь не сразу его находит;
на единоборство с врагом выходит богатырь-малолеток, о котором князю сообщает
его отец; противник его оказывается громадных размеров, чаще всего -- чудовищем
(Идолище); при виде русского богатыря
— человека нормальных размеров — он заранее торжествует победу; князь награждает
богатыря, хочет возвысить его. В летописном предании есть одно существенное
отличие от былины: в роли богатыря выступает не профессиональный воин,
а простой ремесленник: он побеждает благодаря своим рукам, привыкшим мять
кожу и потому особенно сильным (впрочем, в летописном рассказе реальная
сила Кожемяки явно преувеличена — в духе былин или сказок). Самое главное
отличие от былины заключается в том, что в летописной записи подвиг без-вестного
отрока-богатыря соотнесен с точно датируемым, реально бывшим историческим
событием и как бы подтвержден документально.
Отзывы
Читайте также:
Харикло
Харикло - греч. нимфа, любимица
Афины. Она была матерью
Тиресия, который подглядывал за купающейся
Афиной, за что был лишен зрения.
подробнее
Ахи Будхнья
Ахи Будхнья (др.-инд. «змей глубин»), персонаж ведийской мифологии, обладающий
змеиной природой. В «Ригведе» упоминается 12 раз в гимнах «Всем богам»,
обычно в связи с Аджа ... подробнее
Пенелопа
Пенелопа, в греческой мифологии дочь спартанца
Икария и нимфы
Перибеи, супруга Одиссея. Явившись в Спарту
в числе претендентов на руку Елены, Одиссей
предпочёл взять в жёны её двоюродную ... подробнее
Нараяна
Нараяна
- в индийской мифологии имя божественного мудреца (риши),
всегда выступающего в паре с другим риши — Нарой.
В пуранах Нара-Нараяна. провозглашается двуединым воплощением Вишну... подробнее
Дриоп
Дриоп, в греческой мифологии сын речного бога Сперхия, царь и эпоним
племени дриопов, причисляемых мифографами к союзникам лапифов.
Отец Дриопы. На архаичность образа указывает
буквальное значение ... подробнее