Ниоба, Ниобея, в греческой мифологии дочь Тантала,
жена царя Фив Амфиона. Обладая многочисленным
потомством (согласно Гомеру, у Ниобы было шесть сыновей и шесть дочерей;
по Гесиоду и Пиндару, десять сыновей и десять дочерей; начиная с афинских
трагиков, Ниобе приписывали семь сыновей и семь дочерей, Aul. Gell. XX
7), Ниоба возгордилась перед Лето,
имевшей только двоих детей: Аполлона
и Артемиду. Разгневанная
богиня пожаловалась на Ниобу своим детям, которые стрелами из луков убили
всех детей Ниобы (Ниобидов): Аполлон поразил юношей, Артемида - девушек.
Потрясённый гибелью детей, Амфион покончил с собой, а сама Ниоба окаменела
от горя. Существовала версия мифа, согласно которой Артемида сжалилась
над самой младшей дочерью Ниобы, а также вариант: в живых остался младший
сын.
Согласно одной из версий мифа, Ниоба после гибели детей и мужа вернулась
на родину; увидев отца, обречённого богами на мучительное испытание (пребывание
под нависающей над ним скалой), не могла более переносить все выпавшие
на её долю страдания и взмолилась Зевсу,
чтобы он превратил её в камень. По другой версии, Ниоба оцепенела без божественного
вмешательства, как только увидела гибель детей; ветер унёс её окаменевшую
фигуру на вершину горы Сипил в Лидии, где из глаз Ниобы продолжали вечно
литься слезы (Ovid. Met. VI 302- 312).
Лидийская родословная Ниобы и негреческий характер её имени указывают
на малоазийское происхождение образа. Поскольку не вызывает сомнения и
принадлежность Лето к малоазийской (ликийской) религии, то в основе сказания
о Ниобе лежит, вероятно, культовое соперничество двух женских божеств.
Превращение же Ниобы в камень на вершине скалы отражает распространённый
в фольклоре многих народов мотив отождествления скалы, напоминающей по
форме человеческую фигуру, с окаменевшей женщиной.
Отзывы
Читайте также:
Парис
Парис,
в греческой мифологии троянский царевич, сын Приама
и Гекубы. Когда Гекуба была беременна вторым
ребёнком, ей приснился страшный сон, будто она родила пылающий факел, от
которого сгорела Троя. Прорицатели
(чаще всего среди них называют Эсака) объяснили сон царицы так: ожидаемый
ею сын будет виновником гибели Трои. Когда мальчик родился, Приам велел
бросить его на горе Иде, надеясь, что там он будет растерзан зверями. Однако
ребёнок уцелел и был воспитан пастухом, давшим ему имя Парис. ... подробнее
Акрисий
Акрисий - в греческой мифологии царь Аргоса, сын Абанта, внук Линкея
и Гипермнестры. Акрисий и его брат
— близнец Пройт, враждовали
ещё в чреве матери. Возмужав, они стали бороться за власть. Акрисий правил
в Аргосе, Пройт же отправился сначала в Линию, затем завладел Тиринфом.
Акрисию было предсказано, что он погибнет от руки сына своей дочери. Тогда
он запер свою дочь Данаю в медный терем,
но Зевс проник туда в виде
золотого дождя, что и привел ... подробнее
Радаманф
Радаманф, Радамант, в греческой мифологии сын Зевса
и Европы, брат Миноса
и Сарпедона. Радаманф родился на Крите,
куда прибыл Зевс, похитивший, приняв облик быка, дочь финикийского царя
Европу. Когда критский царь Астерий вступил в брак с Европой, он усыновил
её детей. Радаманф дал критянам законы, но затем бежал в Беотию и женился
на Алкмене, оставшейся вдовой после гибели
Амфитриона. Будучи самым справедливым
из всех людей, Радаманф после смерти стал вместе с Миносом и Эаком
судьёй над мёртвыми в ... подробнее
Милэ
Милэ (кит. транскрипция санскр. имени Майтрея,
кор. Мирык, япон. Мироку), один из самых популярных святых в дальневосточном
буддизме. Милэ- носитель грядущего благого начала, процветания, блаженства
- в настоящее время пребывает на небе тушита.
Соответственно в иконографии нынешний Милэ изображается в обличье бодхисатвы,
восседающего на небе тушита. Изготовление изображений Милэ в Китае зафиксировано
впервые в 5 в. После этого установление статуй Милэ постоянно упоминается
в жизнеописа ... подробнее
Тригумцэнпо
Тригумцэнпо (gri-gum-btsan-po, «царь, убивший себя ножом»), в тибетской
мифологии первый тибетский царь, погибший на земле, для которого потребовалась
могила; до него все цари спускались на землю по верёвке «му», ночью возвращались
на небо, после смерти превращались в свет. Т. происками своего конюшенного
по имени Лонам лишился своих лха и в поединке с Лонамом нечаянно перерезал
ножом верёвку «му», соединявшую его с небом. Труп Т. положили в м ... подробнее