Павел

Источник: http://myfhology.narod.ru

     Павел (лат. Paulus, «малый»), в христианской традиции «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и чрезвычайных миссионерско-богословских заслуг почитаемый как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. Павел. происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском городе Таре (в Киликии); он - наследственный римский гражданин (Деян. 22, 25-29), с чем связано его римское имя (евр. имя Павел- Саул, в традиционной передаче Савл, дано в честь царя Саула, также происходившего из колена Вениамина). Павел зарабатывал на жизнь изготовлением палаток. Был воспитан в строгой фарисейской традиции, учился в Иерусалиме у известного рабби Гамалиила Старшего (22, 3). Преданность консервативному иудаизму внушила ему ненависть к первым христианам, составлявшим иерусалимскую общину. В молодые годы он участвовал в убийстве диакона Стефана, забитого камнями (7, 58, 8, 1), в арестах христиан в Иерусалиме. Намереваясь начать широкое преследование бежавших из Иерусалима членов общины, он направляется в Дамаск. Однако на пути в Дамаск он испытал чудесное явление света с неба, от которого пал на землю и потерял зрение; голос укорил его («Савл, Савл! Что ты гонишь меня?», 9, 4) и велел слушаться тех, кто скажет ему в Дамаске, что делать. «Видение в Дамаске» стало поворотным событием в жизни Павла. Исцелившись от слепоты по молитве христианина Анании, Павел принимает крещение и начинает проповедь христианства в Аравии (Гал. 1, 17), затем в Дамаске, откуда ему пришлось бежать, спустившись ночью по городской стене в корзине (Деян. 9, 24-25). Но по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма. Далее он проповедует христианство в Киликии, на Кипре, в Галатии, Македонии, Афинах (он «возмутился духом при виде этого города, полного идолов», 17, 16), Коринфе, Эфесе, Испании. Нередко его встречают враждебно - побивают камнями, избивают палками, бросают в темницу (откуда Павел, воззвав к богу, чудесно освобождён: «вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы», 16, 26). В доказательство правоты нового вероучения Павел, «исполнившись духа святого» (13, 9 и др.), творит чудеса: насылает слепоту на «волхва лжепророка» (13, 6-12), исцеляет хромого (это имело среди язычников неожиданный эффект: они начали кричать: «боги в образе человеческом сошли к нам» и намеревались принести жертвы Павлу и его спутнику, которым пришлось убеждать толпу в том, что они простые люди, желающие обратить их «от богов ложных» к «богу живому», 14, 8-18) и даже воскрешает умершего (20, 9-12). Несмотря на неблагоприятное предсказание, Павел отправляется в Иерусалим, где он схвачен иудеями, закован в цепи и чуть было не убит, но как римский гражданин отправлен в Кесарею к римскому наместнику, а оттуда по морю в Рим (Павел предрекает кораблекрушение, что и сбывается, однако апостол и его спутники чудесно спасены); ядовитая змея не причиняет ему вреда (28, 3-6). В Риме, проповедуя, он живёт два года (28, 30-31). О казни Павла в новозаветных текстах не сообщается; последующее предание относит её ко времени гонений Нерона на христиан (ок. 65); он был казнён в Риме вместе с апостолом Петром. Рассказывается о чудесах, сопровождавших его смерть: его отрубленная голова выговаривает в последний раз имя Иисуса Христа; на том месте, где она упала, начинают бить три родника (откуда название римского монастыря Тре Фонтане), и т. п.
Павлу приписывается авторство 14 посланий, входящих в Новый завет (большинство современных исследователей считает большую часть посланий действительно принадлежащими Павлу, а его - подлинным историческим лицом, история жизни которого подверглась мифологизации). Апокрифический «Апокалипсис Павла» (возник ок. 400) описывает видения Павел во время его вознесения «до третьего неба» (ср. 2 Кор. 12, 2), посещение им места обитания праведников и ада (его описание близко к картине ада в «Божественной комедии» Данте). На славянском языке апокриф известен под названиями «Слово о видении апостола Павла» или «Хождение апостола Павла по мукам». 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Трита

Трита, Фрита (авест. букв. «третий»), в иранской мифологии третий человек, приготовивший напиток хаому («Ясна» 9, 10, «Видевдат» 20,2). О Трите рассказывает Заратуштре сам Хаома (божество этого ...
подробнее

Демофонт

Демофонт, в греческой мифологии:  1) сын элевсинского царя Келея и его жены Метаниры. Его воспитывала под видом кормилицы Деметра, нашедшая приют в этой семье во время поисков своей дочери. Желая ...
подробнее

Апсирт

          Апсирт – в греческой мифологии сын колхидского царя Ээта, брат Медеи. Когда Медея бежала с аргонавтами, она взяла с собой брата. Спасаясь от преследования Ээта, Медея убила Апсирта и ...
подробнее

Антиной

             АНТИНОЙ -  в греческой мифологии предводитель женихов Пенелопы, домогавшихся её руки в отсутствие Одиссея, самый знатный и самый наглый из них. По его совету женихи устроили засаду сыну ...
подробнее

Эврит

Эврит, в греческой мифологии:  1) один из гигантов;  2) отец Иолы и Ифита;  3) сын Гермеса, участник похода аргонавтов (Apollod. I 9, 16); 4) сын Актора (вариант: Посейдона) и Молионы, ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru