Павел

Источник: http://myfhology.narod.ru

     Павел (лат. Paulus, «малый»), в христианской традиции «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и чрезвычайных миссионерско-богословских заслуг почитаемый как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. Павел. происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском городе Таре (в Киликии); он - наследственный римский гражданин (Деян. 22, 25-29), с чем связано его римское имя (евр. имя Павел- Саул, в традиционной передаче Савл, дано в честь царя Саула, также происходившего из колена Вениамина). Павел зарабатывал на жизнь изготовлением палаток. Был воспитан в строгой фарисейской традиции, учился в Иерусалиме у известного рабби Гамалиила Старшего (22, 3). Преданность консервативному иудаизму внушила ему ненависть к первым христианам, составлявшим иерусалимскую общину. В молодые годы он участвовал в убийстве диакона Стефана, забитого камнями (7, 58, 8, 1), в арестах христиан в Иерусалиме. Намереваясь начать широкое преследование бежавших из Иерусалима членов общины, он направляется в Дамаск. Однако на пути в Дамаск он испытал чудесное явление света с неба, от которого пал на землю и потерял зрение; голос укорил его («Савл, Савл! Что ты гонишь меня?», 9, 4) и велел слушаться тех, кто скажет ему в Дамаске, что делать. «Видение в Дамаске» стало поворотным событием в жизни Павла. Исцелившись от слепоты по молитве христианина Анании, Павел принимает крещение и начинает проповедь христианства в Аравии (Гал. 1, 17), затем в Дамаске, откуда ему пришлось бежать, спустившись ночью по городской стене в корзине (Деян. 9, 24-25). Но по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма. Далее он проповедует христианство в Киликии, на Кипре, в Галатии, Македонии, Афинах (он «возмутился духом при виде этого города, полного идолов», 17, 16), Коринфе, Эфесе, Испании. Нередко его встречают враждебно - побивают камнями, избивают палками, бросают в темницу (откуда Павел, воззвав к богу, чудесно освобождён: «вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы», 16, 26). В доказательство правоты нового вероучения Павел, «исполнившись духа святого» (13, 9 и др.), творит чудеса: насылает слепоту на «волхва лжепророка» (13, 6-12), исцеляет хромого (это имело среди язычников неожиданный эффект: они начали кричать: «боги в образе человеческом сошли к нам» и намеревались принести жертвы Павлу и его спутнику, которым пришлось убеждать толпу в том, что они простые люди, желающие обратить их «от богов ложных» к «богу живому», 14, 8-18) и даже воскрешает умершего (20, 9-12). Несмотря на неблагоприятное предсказание, Павел отправляется в Иерусалим, где он схвачен иудеями, закован в цепи и чуть было не убит, но как римский гражданин отправлен в Кесарею к римскому наместнику, а оттуда по морю в Рим (Павел предрекает кораблекрушение, что и сбывается, однако апостол и его спутники чудесно спасены); ядовитая змея не причиняет ему вреда (28, 3-6). В Риме, проповедуя, он живёт два года (28, 30-31). О казни Павла в новозаветных текстах не сообщается; последующее предание относит её ко времени гонений Нерона на христиан (ок. 65); он был казнён в Риме вместе с апостолом Петром. Рассказывается о чудесах, сопровождавших его смерть: его отрубленная голова выговаривает в последний раз имя Иисуса Христа; на том месте, где она упала, начинают бить три родника (откуда название римского монастыря Тре Фонтане), и т. п.
Павлу приписывается авторство 14 посланий, входящих в Новый завет (большинство современных исследователей считает большую часть посланий действительно принадлежащими Павлу, а его - подлинным историческим лицом, история жизни которого подверглась мифологизации). Апокрифический «Апокалипсис Павла» (возник ок. 400) описывает видения Павел во время его вознесения «до третьего неба» (ср. 2 Кор. 12, 2), посещение им места обитания праведников и ада (его описание близко к картине ада в «Божественной комедии» Данте). На славянском языке апокриф известен под названиями «Слово о видении апостола Павла» или «Хождение апостола Павла по мукам». 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Иксион

Иксион, в греческой мифологии царь лапифов в Фессалии, сын Флегия, брат Корониды. Иксион обещает своему будущему тестю Деионею большие дары за руку его дочери Дни. Когда Деионей после свадьбы ...
подробнее

Нарджхеу

Нарджхеу, герой абхазского нартского эпоса, могучий богатырь. Когда Нарджхеу явился к нартам, чтобы увезти у них единственную сестру — красавицу Гунду, нарты, понимая, что им не одолеть Нарджхеу ...
подробнее

Нахуша

Нахуша (санскр. Nahusa), мифический древнеиндийский царь, сын Аюса, внук Пурураваса и отец Яяти. Легенда о Нахуше, возвеличивающая брахманов, несколько раз с небольшими вариациями рассказана в ...
подробнее

Аргонавты

            АРГОНАВТЫ   (букв. «плывущие на „Арго"»), в греческой мифологии участники плавания на корабле «Арго» за золотым руном в страну Эю (или Колхиду). Наиболее подробно о путешествии Аргонавтов ...
подробнее

Талфибий

Талфибий, Талтибий, в греческой мифологии вестник Агамемнона, участвующий вместе с ним в Троянской войне и выполняющий его поручения (Apollod. epit. Ill 22; Hom. II. I 320; Eur. Troad. 235-277)...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru