Пандавы

Источник: http://myfhology.narod.ru

Пандавы (др.-инд. pandavas), главные герои древнеиндийского эпоса «Махабхарата», пять сыновей царя Панду: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева. Панду лишь номинально считался отцом Пандавов: из-за наложенного на него проклятия он не мог иметь детей, и его первая жена Кунти родила Юдхиштхиру, Бхиму и Арджуну соответственно от богов Дхармы, Ваю и Индры, а вторая - Мадри близнецов Накулу и Сахадеву от Ашвинов. На Пандавов в эпосе частично перенесены мифологические характеристики их божественных отцов.
По рассказу «Махабхараты», Пандавы воспитывались вместе со своими двоюродными братьями кауравами при дворе царя Дхритараштры в Хастинапуре. С детства кауравы, и особенно старший среди них - Дурьодхана, завидовали Пандавам и преследовали их. Так, когда Пандавы находились на празднестве в городе Варанавате, Дурьодхана пытался сжечь их в построенном по его приказу смоляном доме, но, предупреждённые своим дядей Видурой, Пандавы выбрались из западни. После сваямвары Драупади Пандавы получили её себе в жёны. Дхритараштра отдал им западную половину своего царства, и Пандавы выстроили себе новую столицу - Индрапрастху. Однако спустя несколько лет Дурьодхана послал Юдхиштхире вызов на игру в кости, и Юдхиштхира проиграл кауравам царство, братьев, самого себя и Драупади. Драупади удалось добиться от Дхритараштры свободы для себя и своих мужей, но вскоре Юдхиштхира вторично был втянут в игру и, проиграв и на сей раз, был вынужден уйти вместе с братьями на 13 лет в изгнание. 12 лет изгнания Пандавы провели в лесу, а последний год - в услужении у царя племени матсьев Вираты. По окончании срока изгнания Пандавы потребовали вернуть им царство, но Дурьодхана отклонил их требование, и спор их смогла решить лишь братоубийственная война; в ней приняли участие почти все цари Индии. Сражение, в котором Пандавам помогал своими советами Кришна, произошло на Курукшетре. От войска кауравов осталось в живых лишь три человека, но ночью после битвы эти трое во главе с Ашваттхаманом пробрались в лагерь Пандавов и истребили всех спящих там воинов. Спаслись лишь пять братьев-Пандавов и Кришна.
Рассказ о борьбе Пандавов и кауравов составляет главное содержание «Махабхараты», которое по-разному интерпретируется исследователями. Учёные, принадлежащие к мифологической школе, рассматривали его как солнечный миф (А. Людвиг, Л. Дхар), как гуманизированную версию ведийского мифа о борьбе богов и асуров (А. К. Кумарсвами), как трансплантацию мифологических представлений, связанных с трёхчленным функциональным делением индоевропейского пантеона (Ж. Дюмезиль, М. Ви-кандер) и т. п. С другой стороны, специалисты, придерживающиеся взглядов исторической школы (К. Лассен, А. Макдонелл, Э. У. Хопкинс, М. Винтерниц, В. Рубен и др.), убеждены в реальной исторической основе событий, описанных в эпосе. Учитывая устное происхождение «Махабхараты», можно предположить, что исторические предания и легенды были циклизованы в ней в форму большой эпопеи с помощью традиционной фольклорно-мифологической сюжетной модели, прослеживаемой и в других эпических памятниках. 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Шэнь-нун

Шэнь-нун («божественный земледелец»), в древнекитайской мифологии один из центральных культурных героев, с именем которого связывается начало земледелия, мудрый правитель. Образ его, видимо, ещё на весьма ранней стадии контаминировался с образом солярного божества Янь-ди. По преданию, мать Шэнь-нуна - Нюй-дэн зачала его после того, как увидела чудесного дракона. Представляется, что Шэнь-нун имел такой же облик, как и другие мифические первопредки (Нюй-ва, Фу-си), - ...
подробнее

Идоменей

Идоменей, в греческой мифологии внук Миноса, царь Крита. Будучи одним из женихов Елены, Идоменей участвует в Троянской войне, возглавляя ополчение шести критских городов, приплывшее на 80 кораблях. Сам Идоменей особенно отличился в бою близ кораблей, принимал участие в погребальных играх в честь Патрокла, а впоследствии в числе других ахейских воинов проник в Трою в чреве деревянного коня. О его дальнейшей судьбе существуют различные версии: либо он благополучно возвратился на Крит, ...
подробнее

Гумиры

Гумиры, в осетинской мифологии великаны; представлялись грубыми сильными. В нартском эпосе выступают как уаиги, которые постоянно враждуют с нартами.      
подробнее

Керсаспа

Керсаспа, в иранской мифологии герой-дэвоборец, из рода Сама, сын Триты, «вооружённый палицей» («Ясна» IX). Имя Керсаспа отражает культ коня (аспа - «конь»). Керсаспа - победитель трёх драконов-дэвов. «Он убил чудовище Срувар, коней глотавшее, людей глотавшее, полное яда», который бил струёй вышиной в сажень. Он победил Гандарва, «стремившегося уничтожить вещественный мир справедливости» с помощью Ардвисуры Анахиты. Дракон Снавидка, рогатый и камнерукий, грозил низ ...
подробнее

Плисфен

Плисфен, в греческой мифологии один из представителей рода Пелопа. Различные источники называют Плисфея  либо сыном Атрея (Apollod. Ill 2, 2; тогда Агамемнон и Мeнелай становятся внуками Атрея), либо непосредственно сыном Пелопа.      
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru