Пандавы (др.-инд. pandavas), главные герои древнеиндийского эпоса «Махабхарата»,
пять сыновей царя Панду: Юдхиштхира,
Бхима,
Арджуна,
Накула
и Сахадева. Панду лишь номинально считался
отцом Пандавов: из-за наложенного на него проклятия он не мог иметь детей,
и его первая жена Кунти родила Юдхиштхиру,
Бхиму и Арджуну соответственно от богов Дхармы,
Ваю
и Индры, а вторая - Мадри
близнецов Накулу и Сахадеву от Ашвинов.
На Пандавов в эпосе частично перенесены мифологические характеристики их
божественных отцов.
По рассказу «Махабхараты», Пандавы воспитывались вместе со своими двоюродными
братьями кауравами при дворе царя Дхритараштры в Хастинапуре.
С детства кауравы, и особенно старший среди них - Дурьодхана,
завидовали Пандавам и преследовали их. Так, когда Пандавы находились на
празднестве в городе Варанавате, Дурьодхана пытался сжечь их в построенном
по его приказу смоляном доме, но, предупреждённые своим дядей Видурой,
Пандавы выбрались из западни. После сваямвары Драупади
Пандавы получили её себе в жёны. Дхритараштра отдал им западную половину
своего царства, и Пандавы выстроили себе новую столицу - Индрапрастху.
Однако спустя несколько лет Дурьодхана послал Юдхиштхире вызов на игру
в кости, и Юдхиштхира проиграл кауравам царство, братьев, самого себя и
Драупади. Драупади удалось добиться от Дхритараштры свободы для себя и
своих мужей, но вскоре Юдхиштхира вторично был втянут в игру и, проиграв
и на сей раз, был вынужден уйти вместе с братьями на 13 лет в изгнание.
12 лет изгнания Пандавы провели в лесу, а последний год - в услужении у
царя племени матсьев Вираты. По окончании срока изгнания
Пандавы потребовали вернуть им царство, но Дурьодхана отклонил их требование,
и спор их смогла решить лишь братоубийственная война; в ней приняли участие
почти все цари Индии. Сражение, в котором Пандавам помогал своими советами
Кришна,
произошло на Курукшетре. От войска кауравов осталось в живых лишь три человека,
но ночью после битвы эти трое во главе с Ашваттхаманом пробрались
в лагерь Пандавов и истребили всех спящих там воинов. Спаслись лишь пять
братьев-Пандавов и Кришна.
Рассказ о борьбе Пандавов и кауравов составляет главное содержание
«Махабхараты», которое по-разному интерпретируется исследователями. Учёные,
принадлежащие к мифологической школе, рассматривали его как
солнечный миф (А. Людвиг, Л. Дхар), как гуманизированную версию ведийского
мифа о борьбе богов и асуров
(А. К. Кумарсвами), как трансплантацию мифологических представлений, связанных
с трёхчленным функциональным делением индоевропейского пантеона (Ж. Дюмезиль,
М. Ви-кандер) и т. п. С другой стороны, специалисты, придерживающиеся взглядов
исторической школы (К. Лассен, А. Макдонелл, Э. У. Хопкинс, М. Винтерниц,
В. Рубен и др.), убеждены в реальной исторической основе событий, описанных
в эпосе. Учитывая устное происхождение «Махабхараты», можно предположить,
что исторические предания и легенды были циклизованы в ней в форму большой
эпопеи с помощью традиционной фольклорно-мифологической сюжетной модели,
прослеживаемой и в других эпических памятниках.
Отзывы
Читайте также:
Шэнь-нун
Шэнь-нун («божественный земледелец»), в древнекитайской мифологии один
из центральных культурных героев, с именем которого связывается начало
земледелия, мудрый правитель. Образ его, видимо, ещё на весьма ранней стадии
контаминировался с образом солярного божества Янь-ди.
По преданию, мать Шэнь-нуна - Нюй-дэн зачала его после того,
как увидела чудесного дракона.
Представляется, что Шэнь-нун имел такой же облик, как и другие мифические
первопредки (Нюй-ва, Фу-си),
- ... подробнее
Идоменей
Идоменей, в греческой мифологии внук Миноса,
царь Крита. Будучи одним из женихов Елены,
Идоменей участвует в Троянской войне, возглавляя ополчение
шести критских городов, приплывшее на 80 кораблях. Сам Идоменей особенно
отличился в бою близ кораблей, принимал участие в погребальных играх в
честь Патрокла, а впоследствии в числе
других ахейских воинов проник в Трою
в чреве деревянного коня. О его дальнейшей судьбе существуют
различные версии: либо он благополучно возвратился на Крит, ... подробнее
Гумиры
Гумиры, в осетинской мифологии великаны;
представлялись грубыми сильными. В нартском эпосе выступают как уаиги,
которые постоянно враждуют с нартами.
подробнее
Керсаспа
Керсаспа, в иранской мифологии герой-дэвоборец, из рода Сама, сын Триты,
«вооружённый палицей» («Ясна» IX). Имя Керсаспа отражает культ коня (аспа
- «конь»). Керсаспа - победитель трёх драконов-дэвов.
«Он убил чудовище Срувар, коней глотавшее, людей глотавшее, полное яда»,
который бил струёй вышиной в сажень. Он победил Гандарва, «стремившегося
уничтожить вещественный мир справедливости» с помощью Ардвисуры
Анахиты. Дракон Снавидка, рогатый и камнерукий, грозил низ ... подробнее
Плисфен
Плисфен, в греческой мифологии один из представителей рода Пелопа.
Различные источники называют Плисфея либо сыном Атрея
(Apollod. Ill 2, 2; тогда Агамемнон и
Мeнелай становятся внуками Атрея), либо
непосредственно сыном Пелопа.
подробнее