Пенелопа

Источник: http://myfhology.narod.ru

      Пенелопа, в греческой мифологии дочь спартанца Икария и нимфы Перибеи, супруга Одиссея. Явившись в Спарту в числе претендентов на руку Елены, Одиссей предпочёл взять в жёны её двоюродную сестру - Пенелопу [по одной версии (Paus. Ill 12, 1), получил Пенелопу в жёны в качестве награды за победу в беге; по другой (Apollod. Ill 10, 9), отец Елены Тиндарей убедил Икария выдать Пенелопу за Одиссея, который помог ему важным советом при выборе мужа для Елены]. В «Одиссее» Пенелопа - верная жена, преданно ожидающая возвращения мужа. Осаждаемая во время его двадцатилетнего отсутствия многочисленными женихами, Пенелопа всячески уклоняется от выбора нового мужа. Сначала она откладывает решение под тем предлогом, что должна соткать погребальный саван для свёкра Лаэрта и, работая днём, ночью распускает готовую ткань. Так Пенелопа обманывает женихов в течение трёх лет. Затем она долго отказывается сделать выбор, несмотря на то, что пирующие женихи истребляют её состояние. По внушению Афины Пенелопа обещает выйти замуж за победителя в назначенном ею состязании в стрельбе из лука Одиссея. Однако с помощью этого лука женихов убивает сам Одиссей, тайно вернувшийся на Итаку и наблюдавший за всем, что происходит в его доме. Хотя Пенелопа успевает проникнуться симпатией к незнакомцу, похожему на Одиссея, она признаёт в нём своего мужа только после того, как убеждается, что он владеет известной лишь им двоим тайной. Согласно послегомеровской традиции Телегон (сын Одиссея и Кирки), случайно убивший Одиссея, берет Пенелопу себе в жёны; Кирка дарует им обоим бессмертие и переносит их на острова блаженных. Встречающаяся в поздних источниках версия, обвиняющая Пенелопу в неверности и даже приписывающая ей рождение от союза с Гермесом бога Пана (Apollod. epit. VII 38), возникла либо от смешения гомеровской Пенелопы с каким-либо одноимённым пелопоннесским женским божеством, либо из желания объяснить существование в Мантинее могилы Пенелопы. (Paus. VIII 12, 5-6; версия - отправленная Одиссеем к отцу в Спарту Пенелопа умерла в Мантинее). 

Сюжеты мифа получили отражение в греческой вазописи (с 1-й половины 5 в. до н. э.), на этрусских зеркалах 4-3 вв. до н. э., помпейских фресках. В европейском изобразительном искусстве 16-18 вв. самые распространённые сюжеты мифа воплощались в произведениях Пинтуриккьо, Дж. Ва-зари, Я. Иорданса, К. Блумарта, Ф. Лемуана и др. 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Уорсар

Уорсар, в адыгской мифологии старуха-провидица, покровительница домашнего очага; мать Тхагаледжа, Амыша и Мамыша. В адыгских нартских сказаниях У. помогает нартам; так, она даёт им мудрый совет, ...
подробнее

Падмасамбхава

      Падмасамбхава (санскр. «возникший из лотоса»), Падмапжунба (тибет.),   персонаж в буддийской мифологии Тибета. В основе образа Падмасамбхавы — по-видимому, реальный человек, который ...
подробнее

Антигона

              АНТИГОНА - в греческой мифологии дочь фиванского царя Эдипа и Иокасты. Сопровождала изгнанного из Фив слепого отца в его скитани-ях; после смерти Эдипа возвратилась на родину как раз к ...
подробнее

Агастья

              Агастья - в древнеиндийской мифологии божественный мудрец (риши), которому приписываются многие гимны «Ригведы». Агастья, как и его сводный брат Васишгха, считается сыном Митры и ...
подробнее

Сослан

Сослан, Созрыко, герой осетинского нартского эпоса. Сослан родился из камня, оплодотворённого пастухом (по другому варианту - Уастырджи, или Бесом, или Сосаг-Алдаром) при виде обнажённой Сатаны на ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru